Зам главы ФНС России Даниил Егоров: в 2020 году количество участников налогового мониторинга может вырасти до 200
За четыре года проекта количество участников выросло с 7 до 95, то есть в 14 раз. Об этом заявил заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров, открывая второй форум, посвящённый перспективам развития налогового мониторинга. Только в 2019 году налоговые органы приняли решения о проведении налогового мониторинга в отношении 52 новых компаний.
Налоговики уверены, что налоговое администрирование будущего заключается во внедрении технологий бесконтактной работы с налогоплательщиками. Цифровые технологии сегодня позволяют организовать взаимодействие бизнеса с Налоговой службой на качественно новом уровне. Автоматизированный анализ десятков миллионов операций открывает возможность глубокого транзакционного контроля там, где раньше это было технически невозможно. Развивая цифровой инструментарий налогового мониторинга, ФНС России формирует единое пространство доверия системам учета, внутреннего контроля и управления рисками налогоплательщиков.
Напомним, что организация вправе обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга только при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):
- совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за предыдущий год, составляет в настоящее время менее 300 млн руб.;
- суммарный объем полученных доходов составляет не менее 3 млрд руб.;
- совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации составляет не менее 3 млрд руб.
- Налоговый мониторинг проводится налоговым органом исключительно в заявительном порядке с добровольного согласия плательщика
Налоговый мониторинг дает бизнесу:
- Определенность по налоговым вопросам за счет масштабного сокращения времени на проведение ФНС налогового контроля.
- Сокращение ресурсных затрат компании на налоговые проверки за счет отсутствия выездных и камеральных проверок и перехода на электронный документооборот.
- Предупреждение налоговых рисков, отсутствие налоговых штрафов и пеней благодаря мотивированному мнению ФНС по спорным вопросам.
- Повышение уровня доверия к налогоплательщику со стороны налогового органа за счет получения доступа к финансовой и налоговой информации.
- Повышение прозрачности и достоверности налоговой отчетности (для собственников компании, аудиторов) благодаря совершенствованию СВНК при переходе на режим налогового мониторинга.
- Повышение качества управленческих решений с учетом определённости по налоговой оценке сделок и оттока денежных средств по налогам за счет своевременной обратной связи налогового органа.
- Улучшение бизнес-процессов по подготовке разных видов отчетности, оптимизация процессов налогового учета в рамках перехода на модель расширенного взаимодействия с ФНС и совершенствования учетных систем.
- Повышение инвестиционной привлекательности налогоплательщика за счет применения прогрессивного инструмента взаимодействия с налоговым органом, декларируемой открытости, повышения уровня внутренних процессов и профессионализма сотрудников.
- Присоединение к национальной программе «Цифровая экономика» за счет перехода на режим налогового мониторинга и цифровизации взаимоотношений с налоговым органом.
Заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров отметил, что в ближайшее время эти требования планируется снизить до 200 млн. рублей по налогам и до 2 млрд рублей по доходам и активам. Кроме того, предлагается расширить перечень налогов для расчета критериев за счет включения НДФЛ и страховых взносов.
«В следующем году мы ожидаем значительный рост количества участников налогового мониторинга. По нашим оценкам, будет более 200 компаний. Для нас это показатель высокого уровня доверия бизнеса. В октябре этого года наш проект был удостоен премии Российского союза промышленников и предпринимателей за улучшение налогового климата и эффективное взаимодействие между государством и бизнесом в сфере налогообложения», — отметил Даниил Егоров.
Помимо соответствия финансовым критериям, участники налогового мониторинга должны провести серьезную подготовительную работу, которая занимает не один месяц. Учитывая новизну проекта, ошибки при подготовке неизбежны. О самых распространенных и о том, как их избежать, рассказала заместитель начальника Управления камерального контроля ФНС России Марина Крашенинникова.
«Переход на налоговый мониторинг требует серьезной подготовки. Компаниям необходимо модернизировать системы управления рисками и внутреннего контроля, доработать ИТ-системы, а также актуализировать внутренние нормативные документы. Первое, что надо сделать — это обратиться к своему налоговому органу и обсуждать с ним, как вы будете проходить данный этап. Мы рекомендуем как можно раньше начинать процесс подготовки и согласования с налоговыми органами «Дорожной карты», — сказала Марина Крашенинникова.
Своим опытом участия и подготовки к переходу на налоговый мониторинг поделились представители крупнейших компаний: ПАО «Газпром», ПАО «Совкомфлот», дочерние компании ГК «Росатом», ПАО «Ростелеком».
«Организациям группы Газпром как добросовестным налогоплательщикам важен открытый и конструктивный диалог с ФНС России. Мы проводим активную работу по включению компаний группы в систему налогового мониторинга. Переход на такую форму налогового контроля направлен, в первую очередь, на дальнейшее повышение прозрачности деятельности организаций группы Газпром», — отметил начальник Департамента налоговой политики ПАО «Газпром» Карен Оганян.
Форум, который проводится ФНС России во второй раз, собрал более 250 крупнейших налогоплательщиков.