«ВСМПО-Ависма» заинтересовалась добычей сырья для титана в России
Крупнейший в мире производитель титана «ВСМПО-Ависма» готовится к добыче сырья в России
Крупнейший в мире производитель титана — российская «ВСМПО-Ависма» изучает возможность добычи сырья в России. Ранее корпорация закупала его на Украине, сейчас поставки идут из африканских стран и Вьетнама
Крупнейший в мире производитель титана — российская корпорация «ВСМПО-Ависма» рассматривает возможность самостоятельно заняться добычей сырья для его производства в России. Об этом РБК сообщили в пресс-службе Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).
«Корпорация «ВСМПО-Ависма» с июня текущего года активно выражает заинтересованность в получении в пользование Центрального титан-циркониевого месторождения в Тамбовской области», — уточнили в агентстве.
Сейчас Роснедра готовят для включения в перечень лицензирования на условиях аукциона восточную часть этого месторождения. Работа проводится на основании заявки государственной Корпорации развития Тамбовской области в лице «ГПК Титан». Аукцион может быть проведен в конце 2022 года, говорит представитель ведомства. Стартовый размер разового платежа за право пользования участком недр составляет около 1,7 млрд руб.
О том, что «ВСМПО-Ависма» рассматривает проекты по собственной добыче внутри России, говорил и заместитель главы департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Демидов, выступая на заседании научно-технического совета госхолдинга «Росгеология» 15 июля. «Такие проекты уже есть, они анализируются и рассматриваются. Думаю, до конца текущего года будут приняты решения об участии в этих проектах», — отмечал он.
РБК направил запросы в пресс-службу «ВСМПО-Ависмы», представителю основного акционера корпорации Михаила Шелкова, в пресс-службы «Ростеха» (владеет 25% плюс одна акция корпорации), Минпромторга и Корпорацию развития Тамбовской области.
Зачем «ВСМПО-Ависме» российское сырье
«Сейчас решается вопрос зависимости от иностранного [титаносодержащего] сырья, — сказал Демидов на совете «Росгеологии». — Ранее сырье завозилось с Украины, в последнее время завозится из Вьетнама, Африки и так далее. Как мы все сегодня понимаем, существуют большие риски поставки этого вида сырья».
Действительно, основным поставщиком ильменита, сырья для производства титана, для «ВСМПО-Ависма» традиционно была Украина. Поставки шли с Вольногорского горно-обогатительного комбината в Днепропетровской области и Иршанского комбината в Житомирской области; предприятия корпорации и этих ГОКов работали в связке с советских времен. ВСМПО также получало ильменит с принадлежащего ей Демуринского ГОКа (как и Вольногорский, находится в Днепропетровской области), но затем эти поставки прекратились. В апреле 2022 года, после начала спецоперации России на Украине, стало известно о том, что украинский суд наложил арест на счета и активы Демуринского ГОКа по обвинению в неуплате налогов при экспорте титанового сырья.
Потребность ВСМПО в ильмените составляет порядка 120 тыс. т в год, говорит руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. Украинское сырье — с наиболее высоким содержанием титана, около 63%, поэтому производство титановой губки именно из него наиболее рентабельно, поясняла ранее «ВСМПО-Ависма».
Без кнопки: параллельному импорту машин дали зеленый свет
Правительство сняло ограничения для юрлиц на параллельный импорт автомобилей в Россию. Проводить сертификацию таких машин разрешат по упрощенной схеме. Кроме того, их теперь не обязательно оснащать системой ЭРА-ГЛОНАСС. Дилеры готовы освоить параллельный импорт, однако сам механизм такого ввоза требует доработки, отмечают эксперты. Позволят ли принятые послабления справиться с дефицитом новых машин на российском рынке, разбирались «Известия».
Разрешение не требуется
Кабинет министров принял постановление, которое упрощает ввоз автомобилей в Россию по параллельному импорту. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Как уточнили в Министерстве промышленности и торговли, он снимает барьеры для ввоза новых автомобилей юридическими лицами.
— Теперь юридические лица могут провести необходимую сертификацию в упрощенном порядке без получения разрешения правообладателя, — подчеркнули в пресс-службе Минпромторга.
Прежде для ввоза автомобилей из-за рубежа юрлицам необходимо было получать одобрение типа транспортного средства, которое выдавалось органами сертификации только с разрешения правообладателя. Теперь это правило отменено.
В Минпромторге также отметили, что новый порядок изменяет требования к оснащению машин: теперь их можно импортировать в Россию без обязательного оснащения устройствами вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС. Это временная мера: юридические лица могут ввозить автомобили без оснащения этой системой до 1 октября 2022 года, а граждане — до 1 февраля 2023 года, отметили в ведомстве.
Указанные сроки согласованы Минпромторгом и российскими производителями систем вызова экстренных служб (СВЭС), подчеркнули в АО «ГЛОНАСС».
— Это позволит сформировать объем СВЭС, необходимый для покрытия растущей потребности по оснащению ввозимых в Россию автомобилей. Временный порядок не исключает возможности установки системы: автовладельцы, которые заботятся о своей безопасности, смогут продолжить оснащение ввезенных автомобилей кнопками SOS, которые есть в наличии у производителей, — сообщили в пресс-службе компании.
В АО «ГЛОНАСС» отметили, что с начала года к системе было подключено более 364 тыс. транспортных средств, а всего в ней на данный момент более 8,7 млн транспортных средств. С момента появления системы в 2015 году контакт-центр принял и обработал 23 млн вызовов, из которых более 219 тыс. потребовали реагирования служб спасения для оказания помощи пострадавшим в ДТП.
Необходимо время
По мнению экспертов, упрощение сертификации автомобилей, ввозимых из-за рубежа, — первый шаг к полноценному параллельному импорту автомобилей. По словам вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцеэра, потребуется определенное время, чтобы этот механизм смог нормально заработать.
— Безусловно, решение правительства, разрешившее ввозить машины без получения ОТТС и получения разрешения от правообладателя, дало зеленый свет параллельному импорту автомобилей. Мы рады, что наша позиция в этом вопросе была услышана. Однако, чтобы эта схема начала функционировать, потребуется определенное время для проработки взаимодействия между таможней, органами сертификации, МВД и некоторыми другими ведомствами, — отметил Хайцеэр в беседе с «Известиями».
Похожего мнения придерживаются в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). В организации отмечают, что необходимо отработать практическую сторону вопроса, в том числе межведомственное взаимодействие госорганов и уполномоченных лиц в части таможенного оформления и выдачи электронных ПТС, особенно в отношении автомобилей, импортируемых из государств — членов ЕАЭС.
— Параллельный импорт автомобилей юрлицами вырастет, как только заработает сам механизм. Но не стоит рассчитывать, что рынок будет насыщен, ведь дефицита автомобилей в целом никто не отменял, — заявили «Известиям» в пресс-службе РОАД.
Предъявите документы
Выдачей заключения об оценке единичного транспортного средства занимается ФГУП «НАМИ». Согласно памятке, размещенной на сайте организации, для его получения среди прочих документов необходимо предоставить «сообщения об официальном утверждении, выданные административными органами государств — участников соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств… и протоколы к ним».
Кроме того, потребуются «действующие сертификаты соответствия, выданные в рамках технического регламента, и протоколы к ним», а также «декларации о соответствии, зарегистрированные в соответствии с положениями технического регламента».
Специалисты отрасли подчеркивают, что все эти документы находятся в распоряжении правообладателя: самого автопроизводителя или уполномоченного им официального импортера. В ФГУП «НАМИ» не ответили на запрос «Известий» о том, где и как заявитель сможет получить эти документы.
Опрошенные «Известиями» автомобильные дилеры поддерживают решение кабинета министров и готовы ввозить машины по параллельному импорту. Однако сомневаются, что это позволит кардинально решить проблему с дефицитом. По словам заместителя генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексея Старикова, действовавшие до недавнего времени ограничения (необходимость получения ОТТС и установки системы ЭРА-ГЛОНАСС) делали параллельный импорт практически невозможным.
— Отмена подобных процедур позволит постепенно наладить поставки. Однако стоит понимать, что параллельный импорт в ближайшее время не сможет полностью решить проблемы с дефицитом автомобилей, особенно на фоне общемировой нехватки комплектующих для их производства, — подчеркнул Стариков.
Тем не менее представитель «Авилона» заявил, что компания планирует в ближайшее время наладить параллельный импорт автомобилей в Россию и «в настоящий момент проводит оценку данной процедуры и разрабатывает стратегию ее реализации».
Принятые меры, безусловно, упростят ввоз автомобилей путем параллельного импорта, но глобальным образом проблему дефицита машин на рынке это не решит, считает генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. По его словам, такие «точечные» поставки не смогут конкурировать с официальными импортерами.
— Некоторые производители и ритейлеры имеют регламентные ограничения по работе с Россией, поэтому не могут дать официальной гарантии на авто, ввезенные путем параллельного импорта. Кроме того, действует запрет на ввоз автомобилей дороже €50 тыс., что существенно ограничивает поставки моделей премиум-сегмента, — напомнил он.
Дилерам катастрофически не хватает оборота, то есть самих автомобилей, а за счет параллельного импорта не поставляется должный объем машин, поясняет сложившуюся на рынке ситуацию генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.
— Вполне вероятно, что нововведения принесут пользу, но для этого нужны оперативные изменения в работе всех задействованных подразделений, в том числе таможни и ГИБДД, — подчеркнул он.
Сейчас ключевой проект компании — наладить поставку новых автомобилей тех брендов, которые ушли с рынка, но остаются востребованными у потребителей, отметил Терлюкевич.
Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.