Влияние сокращения налоговых проверок на рост налоговых поступлений в стране

Одной из тем разговора Михаила Владимировича Мишустина, возглавляющего Федеральную налоговую службу с ведущим программы «Субботний вечер» Владимиром Соловьевым, стали налоговые проверки. Мишустин рассказал об их значительном сокращении и о том, как они влияют на рост поступлений налогов в стране.

Мишустин о значении выездных налоговых проверок

В беседе с журналистом Мишустин детально рассказал о выездных налоговых проверках. Значение выездных налоговых проверок в процессе выявления случаев нарушения налогового законодательства высоко. Цель выездной налоговой проверки состоит в реализации контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскании недоимок по налогам и пени, привлечении виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждении таких правонарушений. Выездная проверка является самым эффективным видом налогового контроля и приносит наибольшие суммы доначислений в бюджет. Более того, как раз выездных проверок больше всего опасается бизнес и, соответственно, реже идет на использование высоко рискованных схем налоговой минимизации.

Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки

Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции. Существует 2 метода выездной налоговой проверки:сплошной и выборочный. Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными. Выездные проверки бывают: комплексные и тематические; плановые и внеплановые. Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким видам налогов. Налоговые органы не вправе проводить в течение одного года более двух выездных налоговых проверок одного и того же налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период времени. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырёх месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Выездная проверка производится в целях контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиком (налоговым агентом) налогов (сборов). Выездная проверка может проводиться также в связи с: реорганизацией предприятия; ликвидацией предприятия; контролем за деятельностью налоговых органов вышестоящими налоговыми органами.

Наиболее встречающиеся нарушения при налоговых проверках:

  • Завышение расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, при отсутствии недостоверности или неправильности оформления первичных документов;

  • Занижение выручки от реализации товаров (работ, услуг), учитываемой при определении налоговой базы по налогу на прибыль;

  • Завышение расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, на расходы не связанных с деятельностью, направленной на получение доходов;

  • Занижение налоговой базы по НДС в результате неполного отражения реализации товаров (работ,услуг);

  • Завышение налоговых вычетов по НДС в связи с тем, что первичные документы оформлены с нарушениями, подписаны неустановленными лицами, содержат недостоверные сведения; реальность сделок не подтверждена и т. д.

В день окончания выездной проверки проверяющий составляет справку об окончании проверки и вручает её налогоплательщику. В течение двух месяцев с указанного дня составляется акт выездной налоговой проверки. В акте должны быть указаны сведения о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах, либо об отсутствии таковых. К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Решение, вынесенное по результатам проверки, вступает в силу по истечении месяца с момента вынесения и может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В случае отклонения жалобы вышестоящим налоговым органом решение может быть обжаловано в суде.

Мишустин увеличил результативность налоговых проверок

Налоговая служба Мишустина достигла резкого снижения числа выездных налоговых проверок, при этом увеличив их результативность. «Мы отказались от тотального контроля. Проверка проводится только у тех налогоплательщиков, у которых результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности дают серьезные основания предполагать наличие налоговых правонарушений», — отметил Мишустин. Так, если раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик, то в настоящее время проверками охвачено только 4 налогоплательщика из 1000.

Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности

В 2010 году Федеральная налоговая служба, возглавляемая М.В.Мишустиным, пересмотрела концепцию контрольной работы, сместив акценты налогового администрирования на аналитическую составляющую и внедрение новых информационных технологий. Это позволило снизить количество проверок бизнеса и одновременно повысить эффективность контрольно — надзорной деятельности. Так, если в 2009 году Служба провела 86 тысяч проверок, то в 2015 году менее 3 тысячи, т.е. почти в 3 раза меньше. В 2009 годуСлужба Мишустина проверила 9 налогоплательщиков из 1000, то в 2015 году – только 4 (четырех).При этом эффективность одной налоговой проверки возросла в 2 раза. Налоговые поступления за этот период также выросли более чем в два раза. Если в 2010 году налоговые поступления составляли 7,7 трлн рублей, то сегодня поступления администрируемых Службой доходов составляют около 14 трлн рублей.

По словам Главы налоговой Службы России Михаила Мишустина, на рост налогов повлияла внутренняя инфляция, мировые цены на энергоносители, увеличение производства, изменение ставок налогов. На вопрос много это или мало, Мишустин привел следующие цифры: реальный рост экономики, (т.е. ВВП) с 2010 года составил 111%, в то время как рост налоговых поступлений в реальном выражении, скорректированный на индекс — дефлятор ВВП, составил 117%. Опережение на 6 процентных пунктов.Михаил Мишустин прокомментировал: «Данная тенденция говорит о сокращении теневого сектора, а значит о формировании более прозрачной и конкурентной деловой среды в бизнесе. Что, в конечном итоге, способствует стимулированию экономического роста.»

Налоговой Службы страны под руководством Михаила Мишустина в целом удалось решить вопрос снижения административной нагрузки на добросовестных налогоплательщиков при одновременном получении фискального эффекта за счет усиления контроля за недобросовестными налогоплательщиками.