Великобритания предоставляла налоговые преимущества определенным транснациональным компаниям
Европейская комиссия объявила в своих выводах о том, что правила контролируемой Соединенным Королевством иностранной компании (CFC), нацеленные на уклонение от уплаты налогов, были частично оправданными и представляли собой государственную помощь в той мере, в которой налоговый режим обеспечивает надлежащее функционирование и эффективность соответствующих налоговых правил. ЕС, однако, установил, что налоговый режим необоснованно освобождает определенные многонациональные группы, что это является незаконным в соответствии с правилами государственной помощи ЕС.
Как отмечается, Великобритания должна взыскать сумму этой нелегальной государственной помощи с многонациональных компаний, которые ею воспользовались.
Общая цель правил CFC Великобритании состоит в том, чтобы запретить британским компаниям использовать дочернюю компанию, основанную в юрисдикции с низким или нулевым налогообложением с целью ухода от налогов в самой Великобритании. Правила CFC позволяют налоговым органам Великобритании перераспределять всю прибыль, искусственно перенаправленную в оффшорную дочернюю компанию, обратно в британскую материнскую компанию, где она может облагаться налогом по британским законам.
Правила CFC Великобритании устанавливают два критерия, для определения, какая часть финансовой прибыли от займов, предоставленных оффшорной дочерней компанией, должна быть перераспределена в материнскую компанию в Великобритании и, следовательно, облагается налогом:
- Степень, в которой деятельность по кредитованию, которая наиболее важна для управления финансовой деятельностью и, таким образом, получения финансового дохода, находится в Великобритании («Тест деятельности Великобритании»)
- Степень, в которой кредиты финансируются за счет средств или активов, которые получены за счет взносов капитала из Великобритании («Тест на связанный капитал Великобритании»)
В период с 2013 по 2018 год в правилах CFC Великобритании было специальное положение для определенных финансовых доходов (то есть, процентных платежей, полученных по кредитам) для многонациональных групп, действующих в Великобритании. Это называется «Освобождение от группового финансирования».
Освобождение от группового финансирования предусматривало отступление от общих правил ХФУ. Он частично (75%) или полностью освобождало от налога в Великобритании, финансируя доход, полученный оффшорной дочерней компанией от другой компании иностранной группы, даже если этот доход был получен от «деятельности в Великобритании» или используемый капитал был «связан с Великобританией». Таким образом, многонациональный актив в Великобритании, использующий это исключение, смог обеспечить финансирование компании иностранной группы посредством оффшорной дочерней компании, платящей небольшой или нулевой налог на прибыль от этих операций.
Результаты расследования
В октябре 2017 года ЕС начал углубленное расследование, чтобы проверить, соответствует ли освобождение от группового финансирования правилам государственной помощи ЕС.
Расследование пришло к выводу, о том, что по некоторым многонациональным компаниям такие действия со стороны Великобритании вполне оправданы. В то же время Еврокомиссия установила, что освобождение все же предоставило избирательное преимущество некоторым многонациональным компаниям.
Когда финансирование дохода от иностранной группы компаний, направляемой через офшорную дочернюю компанию, происходит в результате деятельности Великобритании, освобождение не было оправданным и представляло собой государственную помощь в соответствии с правилами ЕС, поскольку это мероприятие требовало оценки того, в какой степени было установлено, что финансовый доход компании от деятельности в Великобритании не является особенно обременительным или сложным.
Таким образом, использование прокси-правила в этих случаях было признано неоправданным. Кроме того, освобождение Группы от финансирования не стремилось решить любую возможную сложность, связанную с распределением доходов от финансирования деятельности в Великобритании, и Великобритания не заявляла об этом.
Еврокомиссия пришла к выводу, что транснациональные корпорации, претендующие на освобождение от группового финансирования при выполнении «теста на деятельность в Великобритании», получили необоснованный преференциальный налоговый режим, который является незаконным в соответствии с правилами государственной помощи ЕС.