В ФНС России признали продление выездной налоговой проверки до шести месяцев законным и обоснованным
Налоговики проводили выездную налоговую проверку. Пункт 6 статьи 89 Налогового кодекса РФ говорит о том, что срок такой проверки не может превышать двух месяцев. Однако, в законе также сказано, что иногда срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях и до шести. Это обусловлено большим объемом документации, которую необходимо проверить, и проводимыми контрольными мероприятиями.
Именно такая ситуация сложилась в данном конкретном случае: объем работы оказался весьма большим. Инспекция продлила срок проверки сначала до четырех, а потом и до шести месяцев. Однако проверяемый налогоплательщик возражал против такого решения. Он обратился с жалобой в ФНС России. По его мнению, увеличение срока проверки до шести месяцев было незаконным, ведь оба раза его продлили по одним обоснованиям. Налогоплательщик поэтому считал, что это противоречит формулировке, содержащейся в законе: «исключительный случай».
Ведомство рассмотрело спор. Одинаковое основание для продления срока проведения выездной проверки не свидетельствует о неправомерности последнего — к такому выводу пришла ФНС, рассмотрев жалобу налогоплательщика. Она отметила, что Приказ ФНС России от 08.05.2015No ММВ-7-2/189@ Содержит перечень оснований и ситуаций, когда «налоговым органам требуется дополнительное время для завершения выездной проверки». В каждом конкретном случае вышестоящий орган принимает соответствующее решение, исходя из конкретных обстоятельств. Если по мнению вышестоящей инстанции оснований для продления проверки недостаточно, запрос на увеличение сроков проведения может быть отклонен.
В ФНС подчеркнули, что Конституционный Суд России, в аналогичной ситуации, вынес Определение (от 09.11.2010 N 1434-О-О). И в данном случае решение о том, чтобы продлить проверку до шести месяцев является вполне законным. Оно направлено на обеспечение проведения наиболее полного и всестороннего налогового контроля, способствует определению правильности исчисления, а также полноты и своевременности внесения налогоплательщиком платежей в бюджет.
Также Федеральная налоговая служба подчеркивает, что такое решение не возлагает на проверяемого налогоплательщика не предусмотренных Налоговым кодексом обязанностей и не препятствует ведению им предпринимательской деятельности.