Серые зарплаты теряют свою популярность
На совещании в Саратове обсудили Федеральную программу по легализации теневой заработной платы. Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России Светлана Бондарчук отметила, что эта проблема актуальна для всех регионов России, а не только для субъектов Приволжского Федерального округа.
В сфере социально-правовых отношений, в настоящее время существует три основные проблемы. Это повышение уровня заработной платы, создание условий для своевременной ее выплаты, а также легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда. Проблема «обеления» зарплат заключается в том, что значительное число организаций малого и среднего бизнеса, не желая уплачивать налоги с фонда оплаты труда в полном объеме, часть зарплаты выплачивают официально, а другую, как правило, большую ее часть, выплачивают, не отражая в бухгалтерских документах. В результате бюджет России и внебюджетные фонды недополучают в виде налогов и сборов. Граждане, принимающие такое положение вещей, соглашаясь на полулегальную зарплату, также не только ставят себя в один ряд с нарушающими закон работодателями, но и лишают себя многих вещей. Процесс осознания гражданами ситуации идет: согласно опросам, более трети россиян (36%) не согласятся на предложение работодателя получать «серую» или «черную» зарплату. Однако, ситуация пока далека от здоровой.
Заместитель главы ФНС России также сообщила, что Приволжский федеральный округ, с одной стороны, является одним из ведущих в стране по уровню экономического развития: его доля в ВВП страны – 15%. Важную роль тут играет легкая и химическая промышленность, машино- и автомобилестроение, топливно-энергетический и оборонно-промышленный комплекс. При этом промышленное производство в половине регионов ПФО растет темпами, превышающими среднероссийский уровень. Например, в Башкортостане +3,4% в 2018 году и +4,4% в первом полугодии 2019 года, в Мордовии +8,7% и +3,2%, в Кировской области +4,5% и +3,5% , соответственно. В целом налоговые доходы ПФО и его регионов ежегодно демонстрируют высокую динамику поступлений, которая соответствует среднероссийскому тренду: +23% в 2018 году, +13,2% в первом полугодии 2019 года.
В то же время темпы поступления НДФЛ и страховых взносов, или «зарплатных платежей», существенно отстают от темпов поступления остальных налогов. Анализ уровня заработной платы демонстрирует, что он опускается не только ниже МРОТ — для России это 11 280 руб./мес., но и прожиточного минимума, устанавливаемого органами власти субъектов РФ (в Саратовской области – 8 727 руб./мес.). Причем такая ситуация наблюдается не только на малых и средних предприятиях, но и в крупных компаниях с числом работников более 2,5 тыс. человек. Следовательно, существенная часть доходов граждан находится в «серой» зоне, а значит — не работает на развитие экономики регионов. «Задача, которая стоит перед налоговыми органами, а также региональными и федеральными властями — совместными усилиями переломить этот негативный тренд», — отметила Светлана Бондарчук.
Данные Росстата и ФНС России отражают серьезное превышение расходов над доходами граждан, даже при учете фактора закредитованности населения. Так, в Республике Татарстан оно составило 44,8%, или 458 млрд рублей в 2017 году, а в Саратовской области — 31,5%, или 141 млрд. рублей.
«В большинстве субъектов Российской Федерации разработаны и утверждены программы экономического развития региона, планы повышения доходов региональных бюджетов, работают комиссии по легализации налоговой базы по НДФЛ. Но, тем не менее, обеление экономики идет медленными темпами», — подчеркнула Светлана Бондарчук.
Налоговые органы, применяя передовые технологии администрирования, могут оказать положительное влияние на эту динамику. Так, риск-ориентированный подход позволяет прицельно отбирать налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий. Одним из важных критериев является выплата работникам заработной платы явно ниже, чем в среднем по отрасли экономики в субъекте РФ. Когда налоговые органы глубже анализируют деятельность таких компаний, выявляются и иные правонарушения: необоснованное применение налоговых вычетов по НДС, неправомерное включение расходов в состав затрат, учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли компании.
Этот подход помогает ФНС России результативнее взаимодействовать с региональными органами труда и занятости для проверки фактов выплаты заработной платы ниже МРОТ. Сведения о выявленных нарушениях трудового законодательства о минимальном размере зарплаты налоговые органы передают в инспекции по труду и занятости для проверки и привлечения недобросовестных работодателей к административной ответственности.
Интерактивные сервисы, функционирующие на сайте ФНС России, такие как «Прозрачный бизнес», «Проверь себя и контрагента» и другие помогают бизнес-сообществу
Сервис «Прозрачный бизнес» позволяет получить комплексную информацию о налогоплательщике – организации. Если в карточке компании в каком-то разделе появляется знак в виде треугольника, надо понимать, что на этот раздел нужно обратить особое внимание.
Электронный ресурс позволяет каждому владельцу бизнеса получить объективную картину того, как выглядит его собственный бизнес в глазах контрагента. Онлайн-поиск сведений о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, крестьянских (фермерских) хозяйствах по ОГРН или ИНН, а также по наименованию юр. лица и региону места нахождения.
Сервис содержит:
- идентификационные реквизиты организаций;
- сведения об основном виде деятельности и уставном капитале организаций;
- сведения об адресе организации и наличии информации о недостоверности указанного адреса;
- сведения о наличии недостоверных сведений об органах управления организаций;
- сведения о многократном участии органов управления организаций в других компаниях;
- сведения о включении организации в реестр субъектов МСП;
- сведения о публикации сообщений в журнале «Вестник государственной регистрации»;
Используя сервис, можно оперативно получить сведения:
- из единого государственного реестра юридических лиц; • из реестра дисквалифицированных лиц;
- из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;
- сведения из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
- сведения из единого государственного реестра налогоплательщиков об иностранных организациях;
- о многократном участии физического лица в организациях;
- об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами;
- о лицах, подпадающих под условия, предусмотренные подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Использование сервиса помогает повысить защищенность при выборе контрагентов компании.
При помощи электронного сервиса «Проверь себя и контрагента» можно получить сведения:
- О лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке
- Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года, а также
- Запрос о направлении информации о факте представления в налоговый орган документов при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя
- Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации
Светлана Бондарчук отметила, что в 2019 году к калькулятору по расчету налоговой нагрузки зарегистрировано 4,5 млн обращений. Он позволяет налогоплательщикам сверять свои данные по рентабельности, налоговой нагрузке и уровню заработной платы со среднеотраслевыми показателями и оценивать налоговые риски.
Еще одним инструментом является профилактическая работа налоговых органов в межведомственных комиссиях по легализации теневой заработной платы, созданных при региональных и муниципальных органах власти. В них рассматриваются материалы о работодателях, отражающих в отчетности заниженные данные о величине заработной платы работников. Приглашение на такую комиссию – сигнал, что компания попала в зону усиленного контроля налоговых и правоохранительных органов. При этом у нее есть возможность вывести деятельность и базу по НДФЛ и страховым взносам из тени добровольно. Так, за первое полугодие 2019 года налоговые органы ПФО приняли участие почти в 5 тыс. таких заседаний. На них была проанализирована деятельность более 30 тыс. работодателей с высоким налоговым риском.
Вице-губернатор Саратовской области Александр Стерлюхин сообщил, что проблема оптимизации расходов на оплату труда в регионе особенно актуальна. Область занимает 13 место в ПФО и 73 в России по уровню средней зарплаты. Как результат – невысокие поступления по НДФЛ в консолидированный бюджет региона – 22,4 млрд рублей с темпом роста +3,2%. Это 10 место в ПФО.
Он также рассказал, что к 2024 году планируется повысить размер заработной платы не менее чем на 63% к уровню 2019 года, обеспечив ежегодный темп ее роста на 10%. При этом будет активно вестись работа по легализации расходов на оплату труда. Так, основными направлениями деятельности четырех коллегиальных органов Саратовской области и муниципальных межведомственных комиссий станет работа с недобросовестными предпринимателями, ведущими агрессивную налоговую политику; работа по конкретным видам деятельности, где наиболее широк объем теневой занятости; проведение совместных контрольных мероприятий с органами правопорядка. При этом будет продолжаться и индивидуальная работа с предприятиями, которая включает в себя взаимодействие по разрешению проблемных вопросов, начиная с расширения рынков сбыта и заканчивая дебиторской задолженностью. На сегодня это более 200 крупных организаций, которые обеспечивают 40% поступлений в консолидированный бюджет области.