Российские налоговики настаивают на своих замечаниях к формированию рейтинга Doing Business
Рейтинг Doing Business является ежегодным исследованием, которое проводится Всемирным банком в 190 странах. Однако, после пяти лет дискуссии с Всемирным банком по вопросам, касающимся данного рейтинга, Минфин и ФНС России решили перевести ее в публичную область. Сейчас российские ведомства уведомили Всемирный банк о том, что считают часть налоговой составляющей рейтинга непрозрачной, искажающей реальность и не дающей возможности для РФ использовать ее для улучшения налогового администрирования.
ФНС России выражает сожаление относительно отсутствия содержательного профессионального диалога и закрытости представителей команды Doing Business по налоговой тематике. Федеральная налоговая служба России представила свои замечания к формированию рейтинга, оценивающего на основе 10 индикаторов простоту осуществления предпринимательской деятельности.
В опубликованном рейтинге 2020 года по 11 направлениям оценки России перечислено 228 респондентов, из которых 22 участвовали в опросах по разделу «уплата налогов». Для того, чтобы полностью исключить вероятность оказания на респондентов какого-либо влияния, и сбора объективных данных Всемирный банк не раскрывает их персональные данные.
Однако, вопрос в том, что результаты рейтинга сильно расходятся с данными независимых экспертов, а также опросами, проводившимися представителями российского бизнеса.
Методология рейтинга Doing Business в части раздела «уплата налогов» учитывает время, затрачиваемое модельной компанией на подготовку налоговых деклараций, их представление в налоговый орган и уплату налогов, количество налоговых платежей, также общую налоговую нагрузку. В последние годы в методологию были внесены изменения. Они связаны со временем на возмещение НДС, а также оценкой вероятности проведения налоговой проверки в случае добровольной подачи налогоплательщиком корректирующей декларации по налогу на прибыль в сторону увеличения. Но, как отмечают в Федеральной налоговой службе России, большинство компаний, участвующих в опросе рейтинга Doing Business, являются международными консалтинговыми компаниями. И, как правило, они не работают с организациями малого бизнеса.
В публикации рейтинга за 2020 год время подготовки налоговых деклараций, их представления в налоговый орган и уплаты трех основных видов налогов составляет 159 часов в год. Однако, по опросам клиентов компании 1С, одного из лидеров рынка автоматизированных систем ведения бухгалтерского и налогового учета, это время составляет не более 32 часов. Более того, когда Федеральная налоговая служба России проводила такие опросы, точно следуя как раз методологии рейтинга Doing Business, это время составило не более 10 часов.
Столь внушительные расхождения в данных ставят вопрос об исходной информации от респондентов и не могут не беспокоить специалистов из ФНС, поскольку много усилий ведомство направляет именно на то, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес и сократить как количество отчетности, так и время, требуемое для ее подготовки.
В связи с вышесказанным, Министерство финансов Российской Федерации и ФНС России более 20 раз обращались во Всемирный банк с просьбой разъяснить позиции респондентов. При своих обращениях они никогда не ставили вопрос о раскрытии данных о респондентах. Ценность представляют сами деперсонифицированные сведения о функционировании российской налоговой системы, лежащие в основе показателей рейтинга.
Минфин и ФНС России поясняли, что именно анонимные сведения вполне способны дать возможность проанализировать их и ситуацию, а при необходимости, внести соответствующие изменения в нормативную правовую базу и систему налогового администрирования, улучшив тем самым условия ведения бизнеса и позиции страны в рейтинге.
Однако никаких ответов от Всемирного банка, подкрепленных конкретными фактами, российские налоговики не получили. Именно в этом, по мнению ФНС России, состоит непрозрачность рейтинга.
В нашей стране проведена большая работа. Передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов привела к сокращению количества показателей отчетности в 1,6 раза. По мнению специалистов, это должно было бы позитивно отразиться на снижении показателя времени, однако, судя по результатам данного рейтинга, этого не произошло. Более того, по мнению составителей рейтинга, получается, что это привело к увеличению с 7 до 9 значения показателя количества платежей и, как следствие, ухудшило позицию в рейтинге, что также вызывает вопросы. И это понятно, поскольку в настоящее время в России администрирование социальных взносов и платежей осуществляется одним органом, а не тремя, и по трем платежам, как это было ранее. Сейчас подается только одна декларация. Это упростило администрируемую среду, сократило время. Тем не менее, составители рейтинга это не учли.
Например, в комментариях данных Всемирным банком для РБК отмечается, что была учтена реформа по сокращению времени на рассмотрение заявок на возмещение НДС с 90 до 61 дня. Однако в опубликованном рейтинге за 2020 год время на возмещение НДС занимает 19 недель, что составляет 133 дня и по сравнению с прошлым годом сократилось только на 3 дня.
Несколько вопросов возникает и при рассмотрении ситуации с направлением рейтинга по разделу «регистрации предприятий». Простой пример — с 2015 года Всемирный банк не засчитывает отмену обязательности печати для хозяйственных обществ. Одновременно с этим Всемирный Банк до сих пор считает отдельными процедурами свидетельствование подписи учредителей ООО в заявлении о государственной регистрации и отдельно процесс самой государственной регистрации.
Однако практика свидетельствует о том, что учредители общества либо обращаются непосредственно в регистрирующий орган, и в этом случае нотариальное свидетельствование подписи не требуется, либо обращаются за свидетельствованием подписи к нотариусу, который непосредственно направляет документы в электронном виде для государственной регистрации и, таким образом, не требуется посещение регистрирующего органа.
Кроме того, Всемирный банк по неизвестной причине решил не обращать внимания на тот факт, что с 2019 года отменена государственная пошлина при электронной подаче документов на государственную регистрацию. При этом, согласно данным ФНС России более 50 % новых компаний подают документы именно онлайн. Проблемы во многом связаны с методологией — влияние цифровизации и снижения общего бремени администрирования на предпринимательство рейтинг Всемирного Банка полноценно учитывать без изменений не может.
Но, к сожалению, конкретных пояснений по поводу заданных вопросов Всемирный банк не дал. В такой ситуации остается только догадываться, какие именно данные респондентов легли в основу при составлении рейтинга. При этом отсутствие этих деперсонифицированных данных лишает ФНС России возможности на основе их анализа принимать меры по улучшению налогового администрирования. Подобные вопросы к составителям рейтинга возникают не только у ФНС России, но и у многих налоговых администраций из других стран.
ФНС России имеет значительный положительный опыт сотрудничества с Всемирным банком и хорошо знает, что его специалисты обладают глубокой экспертизой и знаниями о лучших мировых практиках. Тем не менее, в данной ситуации, российским налоговикам остается только выразить свое сожаление по поводу такой закрытости и отсутствия содержательного диалога по данному поводу.
Далее можно ознакомиться с данными, полученными Федеральной налоговой службой России в результате опроса проведенного компанией 1С.
В исследовании приняли участие 43 компании, которые представили результаты на подготовку и представление отчетности для 909 компаний из 23 городов РФ.
Компания проводила исследование времени, которое необходимо на подготовку и представление отчетности, среди компаний, профессионально занимающихся предоставлением бухгалтерских услуг — сети 1С: БухОбслуживание.
При подсчете среднего времени крайние показатели были откинуты, также не учитывались компании с оборотами до 1 млн руб. Средние значения сложились из данных по 92 компаниями.
По данным исследования на формирование, подготовку и представление отчетности
- по НДС требуется 2,3 часа;
- по налогу на прибыль — 2,3 часа;
- по так называемым «зарплатным налогам» — 2,8 часов;
- по налогу на землю и транспортному налогу — не более 2 часов в год.
Таким образом, на подготовку отчетности, ее представление и уплату налогов при современном уровне автоматизации и регулярном ведении первичного учета (тут стоит отметить, что методика Всемирного банка время на первичный учет не учитывает) в году уходит не более 32 часов.
Ситуацию подробно прокомментировал Директор центра налоговой политики экономического факультета МГУ им Ломоносова Кирилл Никитин: «Анализируя динамику результатов России во вновь опубликованном рейтинге «Уплата налогов» Всемирного банка стоит сказать следующее:
- любой рейтинг и лежащая в его основе методология не лишены субъективизма и недостатков. Не стоит относиться к ним с большим пиететом, чем они того заслуживают;
- за последнее десятилетие Россия совершила феноменальный прорыв в рейтинге из второй сотни в середину первой, и это в первую очередь заслуга налогового администратора, ФНС, ибо динамика налоговой нагрузки (важной вводной для рейтинга), вряд ли могла способствовать движению вверх, скорее наоборот;
- главными факторами такого прорыва является реинжиниринг процессов налогового контроля, ведения налогового учёта, составления и подачи налоговой отчетности, их автоматизация (сверхдоступная благодаря наличию на рынке стандартных тиражируемых решений) и стандартизация.
В этом контексте сложно не разделять некоторого недоумения по поводу неизменности одного из показателей, используемых для расчёта рейтинга, количества человеко-часов на составление налоговой отчётности модельного предприятия. И ссылки на анкетируемых анонимных внешних поставщиков данных, которым к тому же в качестве индикатора указывают в анкете прошлогоднюю цифру, не снимают вопроса. Уверен, что профессиональные бухгалтерские аутсорсинговые компании как никто другой оценили прогресс в этой области.
О некотором несовершенстве методологии свидетельствует и комментарий о росте числа платежей после передачи функций администрирования сборов от фондов в ФНС. Платежей больше не стало, а вот количество адресатов для общения у налогоплательщика уменьшилось.
Стоит отметить и ещё один параметр рейтинга, обуславливающий «задержку» России в середине первой сотни на пути к его вершинам. В России обязательные взносы в фонды (которые всегда учитывались авторами рейтинга в составе налоговой нагрузки в той части, которую уплачивает работодатель) полностью лежат на работодателе, в то время как в подавляющем большинстве стран они делятся в примерно равной пропорции работодателем и работником.
Таким образом, фискальная нагрузка в России на фонд оплаты труда оказывается учтённой в полном объёме, а в большинстве других стран — примерно на 50% от ее полного размера».