НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА БРАЗИЛИИ
Налоговая система Бразилии является одним из самых сложных в мире, что подтверждено исследованиями Мирового Банка. Ошибочные кадровые назначения бухгалтеров компании могут привести к необходимости существенных затрат на внешних аудиторов для исправления проблем, а совершенные налоговые ошибки могут спровоцировать проверки и опасность большого материального ущерба.
Основные положения налоговой системы Бразилии прописаны в конституции 1998г., которая содержит основные принципы налогообложения, полномочия налоговых органов различных уровней, а также порядок распределения налоговых доходов. По конституции налоги могут быть установлены как федеральным правительством, так и администрациями штатов и муниципалитетов. В этом заключается особенность основного закона Бразилии, который гарантирует право налогового нормотворчества всем субъектам федерации и указывает, какие налоги, сборы и обязательные отчисления могут учреждаться и собираться властями различных уровней.
Налоговая база и ставки налога
Налоги и вся налоговая система призваны пополнять казну государства, еще с древних времен люди платили налоги, которые назывались иначе и могли иметь не только денежное выражение, но и материальное. Общее содержание всей налоговой системы сводится к наведению порядка правового и финансового порядка, в общем, его понимании, то есть по всей стране. Сущность и содержание налоговой системы характеризует весь характер реализации этой системы на практике. Содержание налоговой системы достаточно понятное как для граждан страны, так и для юридических лиц, которые являются основными налогоплательщиками страны.
Налоговые органы имеют право корректировать налоговые обязательства налогоплательщиков в том случае, если совершенные сделки направлены на уклонение от уплаты налогов. Налоговая ставка представляет собой процент, который рассчитывается исходя из налоговой базы.
Ставка налога, выраженная в процентах, определяется в денежном эквиваленте и подлежит обязательной уплате в налоговые органы налогоплательщиком. Налоговая ставка по одному и тому же налогу может быть различна, так как это связано с различными факторами: вид бизнеса, получаемый доход от бизнеса, категория налогоплательщика или определенные условия ведения бизнеса. Прежде всего, ставка определяет величину налоговых поступлений в бюджеты страны.
Увеличение налогового бремени напрямую зависит от увеличения налоговой ставки. В налоговой системе любой страны существует множество различных видов налогов: федеральные, региональные, местные или специальные режимы налогообложения. Но так или иначе, налоговые ставки по всем этим налогам различны, причем надо заметить, что по одному налогу могут быть несколько ставок.
Налоговая база представляет собой выраженный в денежной, натуральной, количественной или иной другой форме, объект налогообложения. Именно с налоговой базы начисляется налоговая ставка, поэтому инструмент формирования и определения налоговой базы является практически одним из самых важных.
Любое государство и налоговые органы, руководствуются, прежде всего, налоговым законодательством и могут изменить налоговую базу, увеличив ее или уменьшив, что будет способствовать либо поддержке налогоплательщика, либо, наоборот, приведет к увеличению налогового бремени.
Налоговые полномочия субъектов федерации.
Федеральное правительство: на внешнеторговые операции – на экспорт и импорт товаров и услуг; на доход из любых источников; на промышленную продукцию – исчисляется как НДС; на финансовые операции – кредитно-обменные, страховые, фондовые; на земли, используемые в сельском хозяйстве.
Правительства штатов: на завещанное и дареное имущество; на оборот товаров и оказание транспортных услуг по перемещению продукции между штатами и муниципалитетами, услуги связи – исчисляется как НДС на товары и ряд услуг; на автотранспорт.
Администрации муниципалитетов: на постройки и использование городской территорий; на дарение недвижимости; на услуги – за исключением налогооблагаемых на уровне штатов.
Конституция позволяет центральному правительству вводить обязательные отчисления (сборы), которые должны осуществляться при условиях, определенных федеральными законами; сборы на социальные цели; сборы, направленные на изменение условий профессиональных или экономических групп. Штаты и муниципалитеты имеют право учреждать новые сборы, охватывающие только субъектов, действующих на их территории, и использовать полученные по ним средства для выполнения бюджетных задач, создания особых условий для указанных субъектов, для ассигнований на соцнужды.
Среди уже «действующих сборов основными являются следующие (все относятся к федеральным): на финансирование социального обеспечения (COFINS); на программы социальной интеграции и обеспечения федеральных служащих (PIS/PASEP); на социальное страхование (с фонда зарплаты предприятий и дохода индивидуальных предпринимателей); социальный сбор с чистой прибыли юрлиц (CSLL); с осуществляемых финансовых операций (CPMF).
Основной целью большинства бразильских налогов является создание условий для выполнения задач гос. управления на всех уровнях. Однако некоторые из них носят преимущественно регулирующий характер, в частности налог на финансовые операции и налог на пром. продукцию, которые используются правительством в качестве инструментов денежной и промышленной политики.
Конституция определяет обязательные налоговые трансферты между федеральным правительством, штатами и муниципалитетами. Они могут быть прямыми или через специально создаваемые фонды. Трансферты всегда направляются с более высокого государственного уровня на более низкие: с федерального – в штаты и муниципалитеты, из штатов – в муниципалитеты.
Перечень обязательных трансфертов: штаты и муниципалитеты собирают налог на прибыль со всех доходов, которые выплачиваются из средств соответствующих бюджетов, средств компаний и организаций, подчиненных штатам или муниципалитетам, средств организаций, учрежденных и финансируемых этими субъектами федерации; муниципалитетам причитается 50% от налога на земли, используемые в сельском хозяйстве и находящиеся в границах муниципалитета;муниципалитетам причитается 50% от налог на автотранспорт, зарегистрированный на их территории; муниципалитетам причитается 25% от налога на оборот товаров и оказание транспортных услуг (в т.ч. минимум 3/4 от стоимости, созданной на их территории и 1/4 – по законодательству штата); 30% налога на финансовые операции и сделки с золотом остается в штате, а 70% – в муниципалитете, откуда переводятся средства.
ФОНДЫ.
Для трансферта средств используются следующие фонды:
- Фонд компенсации за экспортируемую продукцию: создан из 10% поступлений от налога на промпродукцию. Средства из фонда распределяются пропорционально объему экспорта промпродукции. При этом максимальная доля отчислений из фонда не может превышать 20% его капитала.
- Фонд развития штатов: 21,5% поступлений от налогов на промпродукцию и на прибыль распределяются между штатами пропорционально количеству населения и в обратной пропорции к доходу на душу населения штатов.
- Фонд развития муниципалитетов: 22,5% поступлений от налогов на промпродукцию и на прибыль распределяются между муниципалитетами пропорционально количеству населения. 10% фонда идет в муниципалитеты столиц штатов.
- Фонды развития регионов: в фонды, занимающиеся финансированием развития северных, центрально-западных и северо-восточных регионов (группы штатов, выделяемые в соответствии с местным административным делением страны) поступает 3% поступлений от налогов на промпродукцию и на прибыль.
Через фонды в штаты и муниципалитеты передается 47% поступлений от налога на прибыль и 57% – от налога на промпродукцию.
При покупке недвижимости в Бразилии иностранцы (вне зависимости если они являются или нет налоговыми резидентами) платят те же самые налоги, что и граждане Бразилии.
Если мы возьмем типичную городскую недвижимость дом, квартиру, офис, участок земли, то возможную налоговую ответственность можно разбить на три типа.
Федеральные налоги
Недвижимость которая находится на территории принадлежащей União – Федеральному правительству или Marinha – Бразильскому ВМФ платят ежегодно Foro – налог на пользование государственной землёй (составляющий менее 0.001 процента от стоимости недвижимости и Laudemio – налог при продаже собственности который колеблется между 2.5 и 5 процентами от ее стоимости.
Налоги Штата
Налоговые обязанности Штата практически отсутствуют при покупке и продаже городской недвижимости за исключением тех случаев когда недвижимость находится на территории принадлежащей Штату. В тех случаях, налоговое обложение по структуре и суммам похоже на налоговое обложение федеральной собственности (годовой налог плюс налог при продаже).
Важно заметить, что подобные налоговые обложения применяются также в тех случаях когда собственность находится на территории принадлежащей городу, Католической церкви, Императорской семье или частному лицу.
Важно заметить, что собственность находящаяся на территории любого из вышеуказанных, находится под полным контролем индивидуального владельца и может продаваться, переходить по наследству, даваться в залог, итд без каких-либо ограничений. Таже возможно во многих случаях выкупить такую собственность и впоследствии избежать обязанности выплачивать Foro и Laudemio.
Муниципальный Налог
ITBI платится при продаже недвижимости и составляет от 2 до 5 процентов от ее стоимости.
Традиционно вышеуказанные налоги при продаже платятся покупателем. Полная налоговая нагрузка при покупке городской недвижимости в Бразилии может колебаться от 2 до 15 процентов.
Единственный обязательно присутствующий при покупке/продаже недвижимости налог это муниципальный налог – ITBI.
ПЕРЕЧЕНЬ НАЛОГОВ БРАЗИЛИИ
Налог/сбор | уд.вес в общих налоговых поступл. | в сопост. с ВВП |
Федеральные | ||
Налог на прибыль | 16,91 | 5,81 |
Налог на промышленную продукцию | 4,75 | 1,63 |
Налог на финансовые операции | 0,87 | 0,3 |
Налоги на внешнюю торговлю | 2,24 | 0,77 |
Налог на земли, используемые в сельском хозяйстве | 0,05 | 0,02 |
Обязат. федер. сборы (пенсионный фонд госслуж.) | 0,08 | 0,03 |
Сбор на социальное страхование | 15,01 | 5,16 |
Сбор на финансирование социального обеспечения | 11,17 | 3,84 |
Сбор с осуществляемых финансовых операций | 4,22 | 1,45 |
Сбор с чистой прибыли юрлиц | 2,21 | 0,76 |
Сбор на программы соц. интеграции и обеспечения федеральных служащих | 2,74 | 0,94 |
Сбор на страхование федеральных служащих | 0,94 | 0,32 |
Прочие социальные сборы | 0,51 | 0,17 |
Сбор в Фонд обеспечения занятости населения | 5,18 | 1,78 |
Сбор «на пособия для обучения» | 0,77 | 0,26 |
Сбор, распред. среди ряда фед. фондов (Sistema «S») | 0,8 | 0,27 |
Итого | 68,72 | 23,61 |
Штаты | ||
Налог на оборот товаров и оказание трансп. услуг | 23,17 | 7,96 |
Налог на автотранспорт | 1,55 | 0,53 |
Налог на завещанное и дареное имущество | 0,08 | 0.03 |
Прочие сборы | 0,41 | 0,14 |
Отчисления в пенсионные фонды штатов | 1,5 | 0,52 |
Прочие | 0,09 | 0,03 |
Итого | 26,8 | 9,21 |
Муниципалитеты | ||
Налог на услуги | 1,67 | 0,57 |
Налог на постройки и использ. городской территорий | 1,32 | 0,45 |
Налог на дарение недвижимости | 0,24 | 0,08 |
Прочие сборы | 0,84 | 0,29 |
Отчисления в пенсионные фонды муниципалитетов | 0,31 | 0,11 |
Прочие | 0,11 | 0,04 |
Итого | 4,48 | 1,54 |
Общий итог | 34,36 |
Резиденты Бразилии
Резидентами Бразилии признаются как физические, так и юридические лица, причем к каждому из них предъявляются свои требования. Любая компания, иностранного происхождения, может стать резидентом Бразилии, если она образована на ее территории и осуществляет свою деятельность также на территории Бразилии.
Любое физическое лицо может стать резидентом Бразилии, если есть оформленная постоянная виза. Также физическое лицо может стать резидентом и при временной визе, правда при этом надо иметь договор о трудоустройстве, хотя закон разрешает и без договора, но тогда человек должен прожить в Бразилии более 183 дней в течение 12 месяцев.
ПОСОБИЯ И ВЫЧЕТЫ
Вычету из налогооблагаемого дохода, среди прочего, подлежат:
- Расходы на иждивенцев — до R$ 126/ в месяц (на иждивенца)
- Вклады социального обеспечения (INSS)
- Выплаты алиментов, сделанные в соответствии с постановлением о разводе, вынесенным бразильским судом
- Расходы на образование — до R$ 2,373/ежегодно (на иждивенца)
- Подлежащие возмещению медицинские и стоматологические расходы
- Вклады в бразильские частные пенсионные программы (не более 12% от суммы ежегодного налогооблагаемого дохода)
Следует обратить внимание, что расходы на образование и медицинские расходы так же, как частные пенсионные вклады, могут быть исключены из налогооблагаемого дохода только в налоговой декларации годового дохода. Их не указывают в ежемесячном налоговом вычете. Внося в ежегодную индивидуальную налоговую декларацию сведения о подоходном налоге, большинство налогоплательщиков может выбрать любой из предлагаемых налоговых выводов:
- согласно фактическим затратам, возможные вычеты указываются в декларациях, или
- основываясь на предполагаемом методе вычитания (вычитание, эквивалентное 20% налогового дохода, ограниченное суммой R$ 11 167).
ВНЕШНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ — CARNE-LEAO
Механизм удержания налога относится только к платежам, выплаченным бразильской компанией физическим лицам. Налог с внешних поступлений вычисляется в соответствии с той же самой прогрессивной таблицей, но физическое лицо непосредственно (или провайдер услуг), должен вычислить и заплатить налог через так называемый режим carne-leao.
НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ГОДОВОГО ДОХОДА
Налоговая декларация годового дохода должна быть подана к последнему рабочему дню апреля с сообщением о доходе, заработанном в предыдущий календарный год (с 1 января до 31 декабря). Все жители Бразилии, облагаемые налогом, обязаны показывать их международный персональный актив и пассив по состоянию на 31 декабря каждого года. Правило является обязательным, несмотря на то, что часть жителей, регистрируя это обязательство, таких налогов платить не будет, как с общих активов, так и с частичных активов финансового жителя.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ С ИМУЩЕСТВА (ДОХОДА)
Основная прибыль на недвижимое имущество облагается налогом по 15%-ой ставке. Для бразильских жителей количество прибыли уменьшается на 5% в течение каждого года, которым была оформлена собственность, приобретенная до 1989 года. Если подобная сделка не произошла в течение предыдущих пяти лет, если жилая недвижимость продана за цену ниже или равную сумме R$ 440 000 и если человеку не принадлежит другое недвижимое имущество, прибыль на имущество освобождается от налогообложения. Такое же освобождение возможно, если налогоплательщик использует коммерческие доходы, чтобы купить другое недвижимое имущество в течение следующих шести месяцев.
Прибыль от прироста капитала (выплата дивидендов) и от продажи на бразильской фондовой бирже (или по согласованию с ней) освобождается от налога, если сумма дохода ниже, чем R$ 20 000, в отдельном месяце. Если доходы от продаж в отдельном месяце превышают эту сумму, общая прибыль облагается по 15% или 20%-ой налоговой ставке.
Общие убытки могут использоваться, чтобы возместить ежемесячную прибыль. Любой может применить неиспользованные потери с целью получения налогового вычета.
Общая прибыль, которую владельцы вклада не согласовали с бразильской фондовой биржей, подлежит налоговой ставке 15%, если доходы в отдельном месяце превышают R$ 35,000. В этом случае общие убытки не могут использоваться, чтобы возместить общую прибыль.
Общая прибыль от продажи другой личной собственности, произведенная на территории или за пределами Бразилии, является подлежащей налоговой ставке в 15%, если доходы превышают R$ 35 000, в каждом отдельном месяце. Налог на все виды имущественной прибыли должен быть выплачен к последнему дню месяца после месяца продажи. Прибыль от продажи иностранного товара или личной собственности, которая была приобретена до того, как лицо стало жителем Бразилии, не подлежит налогообложению.