Налоговая система Украины

Украинский флагНалоговое законодательство Украины состоит из Конституции Украины, Налогового кодекса, Таможенного кодекса, других законов по вопросам таможенного дела, международных договоров в области налогообложения, обязательных для Украины, иных нормативных актов.

Конституция Украины содержит общие нормы налогового законодательства, устанавливающие всеобщую обязанность по уплате налогов, порядок их введения, изменения, отмены.

Основной налоговый закон – Налоговый кодекс Украины– регулирует как общие вопросы налогообложения, так и детально прописывает виды налогов и сборов, их размеры, сроки и порядок уплаты.

Таможенное законодательство устанавливает размер, сроки, порядок уплаты различных видов таможенных пошлин.

Налоговая система Украины представляет собой совокупность общегосударственных и местных налогов и сборов которые взымаются в порядке установленном законом. Свод законов и подзаконных актов регулирующих налогообложение Украины называется Налоговым кодексом. Говоря о налоговой системе Украины нельзя не отметить то что она далека от совершенства. Многие аспекты касательно уплаты налогов в Украине а также оптимизации налогообложения настолько противоречивы, что даже практики с многолетним опытом работы и консультанты, зачастую оказываются в тупике, без многочисленных обращений в официальные органы и детального штудирования законодательной базы. Кроме того специалисты сходятся во мнении, что недавнее принятие Налогового кодекса только ухудшило ситуацию. Плательщик налогов несет ответственность за уплату налогов в срок и в полном объеме, в случае сокрытия части налога с плательщика взыскивается эта сумма плюс штраф в 2 раза ее превышающий, а если ситуация повторится в течении года то штраф взыскивается в пятикратной сумме. Налог это платеж в бюджет, который взимается с налогоплательщиков в соответствии с налоговым кодексом. При этом могут быть применены налоговые льготы.

Все налоги в Украине делятся на:

  • Общегосударственные
  • Местные

Общегосударственные

Флаг УкраиныНалог на прибыль предприятий. Плательщики – различные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Украины или получающие прибыль из украинских источников, общая ставка – восемнадцать процентов.

Налог на доходы физических лиц. Объект налогообложения – годовой совокупный доход. Общая ставка – восемнадцать процентов, имеются льготные ставки, а также налоговые скидки.

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – лица, осуществляющие поставки товаров, работ, услуг, в том числе импортеры. Общая ставка равна двадцати процентам от стоимости реализованной продукции, льготная ставка на импортируемые медицинские товары согласно перечню составляет семь процентов.

Акцизный налог. Плательщики – производители, импортеры, реализаторы подакцизной продукции, к которой относятся: алкогольная и табачная продукция, горючее, автотранспортные средства, электроэнергия. Ставки различны в зависимости от вида товара, установлены либо в твердой денежной сумме за единицу измерения, либо в процентном соотношении к стоимости товара.

Экологический налог. Плательщики – хозяйствующие субъекты, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ и другие вредные воздействия на окружающую среду. Объект и база налогообложения – объемы таких вредных воздействий. Ставка установлена в твердой сумме, и ее размер зависит от вида вредного воздействия.

Рентная плата. Плательщики – лица, осуществляющие недро-, водо- и лесопользование, использование радиочастот, а также осуществляющие транспортировку нефтепродуктов и аммиака трубопроводами Украины. Ставки зависят от вида пользования, стоимости и объемов полученного (транспортированного) ресурса.

Пошлины. Порядок взимания пошлин и их виды установлены таможенным законодательством. Согласно главе 42 Таможенного кодекса Украины введены ввозная, вывозная, сезонная таможенные пошлины, а также особые виды таможенной пошлины: специальная, антидемпинговая, компенсационная и дополнительный импортный сбор.

Местные налоги

Налог на имущество. Плательщики – собственники и владельцы недвижимости, легковых автомобилей и земельных участков. Ставка налога на недвижимое имущество устанавливается местными представительными органами, не должна превышать трех процентов от размера минимальной заработной платы за один квадратный метр площади. Ставка транспортного налога – 25 000 гривен за каждый автомобиль, признанный объектом налогообложения. Налоговая база по земельному налогу – нормативная стоимость или площадь земельного участка, если он не оценен в установленном порядке. Ставка  — не более трех процентов от нормативной денежной оценки.

Туристический сбор. Плательщики – лица, прибывающие на территорию административно-территориального образования, где принято решение о взимании данного сбора, и получающие услуги по временному проживанию. База – стоимость проживания. Ставка – от половины до одного процента от базы.

Сбор за места парковки для транспортных средств. Плательщики – лица, осуществляющие деятельность по созданию платных парковочных площадок. Объект налогообложения – земельный участок, занятый автостоянкой или парковочной площадкой. Ставка устанавливается местными представительными органами, не может быть меньше 0.03 и больше 0.15 процента от минимальной заработной платы

Общегосударственные налоги — это обязательные платежи, устанавливаемые высшими органами власти и являются обязательными для исполнения на всей территории страны независимо от того, в какой бюджет они зачисляются.

Местные налоги — это обязательные платежи, устанавливаемые местными органами власти, а их взимания является обязательным только на определенной территории.

Ставки налогов и сборов не могут изменяться в течение бюджетного года. Однако на практике в условиях активного реформирования налоговой системы этого правила не всегда придерживаются.

В Украине существует двухуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц: первый уровень — общегосударственные (обязательные платежи), второй — местные налоги и сборы (обязательные платежи). До основных общегосударственных налогов и сборов, которые устанавливаются Верховной Радой Украины и взимаются на всей территории Украины, относятся:

  1. Украина флагналог на добавленную стоимость (НДС) (20 %);
  2. акцизный сбор;
  3. налог на прибыль предприятий, в том числе дивиденды, уплачиваемые государственными некорпоратизированными, казенными или коммунальными предприятиями (25 %);
  4. налог с доходов физических лиц (13 %, с 1 января 2007 г. -15%);
  5. пошлина;
  6. государственная пошлина;
  7. налог на недвижимое имущество (недвижимость);
  8. плата (налог) за землю;
  9. рентные платежи;
  10. налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;
  11. налог на промысел;
  12. сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;
  13. сбор за специальное использование природных ресурсов;
  14. сбор за загрязнение окружающей природной среды;
  15. сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;
  16. плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;
  17. фиксированный сельскохозяйственный налог;
  18. сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;
  19. единый сбор, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу Украины;
  20. сбор за использование радиочастотного ресурса Украины;
  21. сборы в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (начальный, регулярный, специальный).

Из приведенных выше общегосударственных налогов и сборов наибольшее фискальное значение имеют НДС, налог на прибыль предприятий, налог с доходов физических лиц, акцизный сбор. Доля их в структуре налоговых поступлений в Сводный бюджет Украины в течение 2000-2004 гг. составляла более 80 %.

К местным налогам относятся:

  1. налог с рекламы;
  2. коммунальный налог.

К местным сборам (обязательным платежам) относятся:

  1. сбор за парковку автотранспорта;
  2.  рыночный сбор;
  3. сбор за выдачу ордера на квартиру;
  4. курортный сбор;
  5. сбор за участие в бегах на ипподроме;
  6. сбор за выигрыш в бегах на ипподроме;
  7. сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
  8. сбор за право использования местной символики;
  9. сбор за право проведения кино — и телесъемок;
  10. сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей;
  11. сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг.

Механизм взимания и порядок уплаты местных налогов и сборов устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами в соответствии с перечнем и в границах предельных ставок, установленных законами Украины. Наибольшие поступления обеспечивают такие налоги — с рекламы, коммунальный, а также рыночный сбор. Остальные 10 сборов обеспечивают незначительные поступления в местные бюджеты.

История налогообложения Украины

Украинская гривнаПосле распада СССР каждое из независимых государств, в том числе и Украина, в первоочередном порядке приступили к созданию своей собственной налоговой системы.
Становление и развитие рыночных отношений потребовало перехода предприятий и организаций на налоговые принципы взаимоотношений с бюджетом. Назрела необходимость перехода к упорядоченной налоговой системе, без которой рынок и стоимостные рычаги не могут нормально функционировать.
Сегодня приходится признать, что государство без налогов — это утопия. Налоги — основная форма доходов государства в современном цивилизованном обществе. Как свидетельствует мировой опыт, налоговое регулирование в сочетании с кредитно-денежным регулированием является наиболее эффективной формой управления рыночной экономикой.

Формирование собственной независимой налоговой системы Украины начиналось на рубеже 1991-1992 г.г. Так, 5 декабря 1990 г. был принят Закон Украинской ССР «О бюджетной системе Украинской ССР», а 25 июня 1991 г. — Закон Украинской ССР «О системе налогообложения». Таким образом, было положено начало созданию в Украине своей автономной системы налогообложения.

В указанных и последующих законодательных актах по налогообложению подчеркивалось, что налоговая политика является исключительным правом Украины и проводится в республике самостоятельно.

Формирование налоговой системы Украины началось на рубеже 1991-1992 годов. Сложно определить какую-то конкретную дату, поскольку еще долгое время в налогообложении использовались нормативные акты СССР.

Украина в 1991 году стала руководствоваться Законом Украинской ССР «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII в качестве закона, регулирующего национальную систему налогообложения. Однако это был довольно несовершенный нормативный акт. Особенностью налоговой системы Украины в 1992 г. стало появление новых видов налогов. Так, возникают механизмы налога на доходы (введен Законом Украины «О налогообложении доходов предприятий и организаций» от 21.02.92 г. № 2146- XII), налога на добавленную стоимость (Закон Украины «О налогах на добавленную стоимость» от 20.12.91 г. № 2007-XII, а затем Декрет Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. № 14-92) и др.
Эти рычаги определяли специфику налоговой системы Украины. Налогообложение доходов предприятий и организаций производилось по ставке 18 %, механизм налога на добавленную стоимость предполагал максимальную ставку 20 % к облагаемому обороту. Появляется акцизный сбор применительно к новым условиям (Закон Украины «Об акцизном сборе» от 18.12.91 г. № 1996-XII). Наряду с этим использовались и устоявшиеся налоговые рычаги: налог с владельцев транспортных средств, плата за землю, подоходный налог с граждан.

Рубеж 1992-1993 годов в Украине характеризовался оживленными дискуссиями при обсуждении перспектив развития налоговой системы. В конце 1992 г. сформировалось несколько концепций.

  • Первая — отражала позицию председателя комиссии по вопросам экономической реформы и управления народным хозяйством Верховной Рады Украины В. Пилипчука. В ее основе лежало налогообложение объемов реализации, по которым за отчетный период поступила оплата, расчет продавца, с системой дифференцированных ставок, в зависимости от сферы и вида деятельности.
  • Вторая — основывалась на подходе Главной Государственной налоговой инспекции, Министерства финансов и Министерства экономики Украины. Система налогообложения здесь была представлена налогом на прибыль (при единой ставке на уровне 30-35 %), льготированием средств, направляемых на инвестиционные цели, ограничением ставки налога на добавленную стоимость 20 % и отменой льгот по нему; четким разграничением налогов на государственные и местные; переходом в налогообложении физических лиц к совокупному годовому доходу как объекту налогообложения.
  • Третья — была предложена Украинским Союзом промышленников и предпринимателей. Она представляла концепцию, в целом аналогичную второй, но с большим акцентом на меры, обеспечивающие приоритет производителей.

К началу 1993 года налоговая система Украины приобрела черты, сформулированные Минфином, Минэкономики и т. п., что и было закреплено в пакете Декретов Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года. В этот день произошел «декретный залп» в области налогового регулирования, практически обновивший всю систему налогов Украины.

Украинская гривнаВ 1993 году основным видом прямых налогов на юридических лиц, действовавшим в Украине, являлся налог на доходы. Закон Украины «О налогообложении доходов предприятий и организаций» был принят 21 февраля 1992 г., и в течение, всего 1992 года налог взимался с юридических лиц на территории Украины. В условиях поиска оптимальных налоговых рычагов с начала 1993 г. в качестве прямого налога был введен налог на прибыль (Декрет Кабинета Министров Украины «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 26.12.1992 г. № 12-92). Однако, несмотря на более прогрессивный характер, он был отменен Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 1993 год» (ст. 8) и, начиная со второго квартала 1993 года, был восстановлен в действии Закон Украины «О налогообложении доходов предприятий и организаций».
Такое изменение в 1993 году было попыткой сверстать Госбюджет, не увеличивая его дефицит. Одним из рычагов этой политики был выбран возврат к более напряженному налоговому прессу. Относительно новым для налогового законодательства в 1992 году для налогообложения дохода (прибыли) явилось использование механизма налогового кредита. Плательщики столкнулись с ним с начала 1992 года.

Качественное обновление налоговой системы Украины пришлось на 19941995 годы. В этот период формируются устойчивые, отработанные налоговые механизмы. Наряду с действовавшими налогами возникают новые (например, налог на промысел). В 1994 году окончательно формируется система местных налогов и сборов, введенная Декретом Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93 и уточненная Законом Украины от 17.06.93 г. № 3293-XII.

Наиболее значительные изменения в этот период были связаны с принятием Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украинской ССР «О системе налогообложения» от 02.02.94 г. № 9904-XII; Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР. Закрепляются механизмы реализации контролирующей функции налогов: Закон Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины» от 24.12.93 г. № 3813-XII; Закон Украины «О Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей» от 22.12.94 г. № 320/94-ВР.

В 1997 году в соответствии с Указом Президента Украины «О мерах по реформированию налоговой политики» от 31.07.96 г. № 621/96 начался следующий этап развития налоговой системы Украины, который не принес ожидаемого результата. Вследствие экономического кризиса, который характеризовался спадом производства, падением объема товарной продукции и услуг, усилением бюджетного дефицита, налоговая система не приобрела стабильности. В условиях кризиса неплатежей плательщик не всегда мог своевременно рассчитаться с бюджетом. Объемы накопленной просроченной задолженности, в том числе безнадежной, в условиях недоступности кредитов и неблагоприятного инвестиционного климата в стране не позволили большинству предприятий стабилизировать свое финансовое состояние, увеличить объемы производства и услуг и своевременно уплатить налоги и текущие платежи.

В феврале 1997 года Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О системе налогообложения». Этим законом было определено 19 видов общегосударственных налогов и сборов, два местных налога и 14 местных сборов. Этот закон прямого действия, к нему нет ссылок на дальнейшее принятие Верховным Советом Украины Правил применения Закона (как это было ранее) или Инструкции о применении Закона Государственной налоговой администрацией. К 1 января 1998 г. этот закон был дополнен отчислениями и сборами на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования.

Кроме отмеченных, в 1997 г. были доработаны и приняты в новой редакции следующие законы по налогообложению:

  • «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22 мая 1997 г., вступивший в действие с 1 июля 1997 г. и изменения к нему от 18 ноября 1997 г., вступившие в действие с 16 декабря 1997 г. и применяющиеся, начиная с доходов и затрат, полученных и осуществленных с 1 июля 1997 г.;
  • «О налоге на добавленную стоимость» от 3 апреля 1997 г., вступивший в действие с 1 октября 1997 г. и Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 26 сентября 1997 г., вступивший в действие со 2 октября 1997 г.;
  • «О сборе на обязательное социальное страхование» от 26 июня 1997 г., вступивший в действие с 29 июля 1997 г., согласно которому все платежи в бюджет, в том числе и сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы, перечисляются с 1 июля 1997 г.;
  • «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26 июня 1997 г., вступивший в действие с 29 июля 1997 г., по которому платежи на обязательное пенсионное страхование взимаются с 1 июля 1997 г.;
  • «О формировании Фонда для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения» от 20 июня 1997 г., вступивший в действие с 12 июля 1997 г.

Налоговый кодекс УкраиныВ 1997 году был подготовлен также Закон Украины о местных налогах и сборах. Предлагалось вместо коммунального налога ввести налог с продажи товаров (продукции) в размере 1-3 % от объема их реализации в розничной торговле, сфере общественного питания. При этом с целью недопущения роста цен на предметы широкого потребления не предусматривалось обложение налогом таких товаров, как хлеб, мука, соль, сахар, растительное масло, молоко, продукты детского питания, яйца, рыба, картофель и плодоовощная продукция, медикаменты и др. Но такие изменения остались только на бумаге.

Важным направлением совершенствования законодательства является также принятие мер по привлечению к налогообложению доходов «теневой» сферы предпринимательской деятельности, прежде всего путем установления для физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности фиксированного размера налога без последующего его пересчета на фактически полученные доходы и путем упрощения для них порядка отчетности. Легализации скрытых доходов будет способствовать и уменьшение максимальной ставки налогообложения доходов физических лиц до уровня ставки налогообложения прибыли предприятий.

В результате ввода в действие новых налоговых законов предусматривалось, главным образом, уменьшение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. В частности, принятие законов о сборе на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и сбор в Фонд Чернобыля позволило снизить налоговую нагрузку на фонд заработной платы с 51 % до 47,5 % за счет уменьшения отчислений: в Чернобыльский фонд — с 12 до 10 %, в Фонд содействия занятости населения — с 2 до 1,5 % и в некоторой степени в Пенсионный фонд — с 32,56 до 32 %.

В 1999 году был введен фиксированный сельскохозяйственный налог, гербовый сбор (действовал с 01.01.2000 г.), сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.
В 2001 году произошли некоторые изменения в формировании фонда государственного социального страхования. Он делится на три части:

  • сбор на обязательное социальное страхование в связи с потерей трудоспособности;
  • сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы;
  • сбор на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Кроме того, следует иметь в виду, что сократилось в бюджете количество фондов специального назначения: в 2000 году прекратились отчисления в Фонд Чернобыля; в 2001 году — в дорожный фонд, инновационный (ввиду их отмены). В Бюджетном Кодексе Украины от 21 июня 2001 года в статье, отражающей классификацию доходов бюджета, не значатся фонды спецназначения; доходы представлены четырьмя группами: налоговые поступления, неналоговые поступления, доходы от операций с капиталом и трансферты. Налоговое законодательство Украины постоянно развивается, реагируя на реалии жизни. Примером этому могут быть основные Указы Президента Украины по налоговым вопросам и многочисленные изменения, вносимые частичными поправками к действующим законам, касающихся общегосударственных налогов.

Обязательным условием эффективности налоговой системы является соблюдение основных принципов ее организации. В Законе «О системе налогообложения» названы 12 принципов ее построения:

  • стимулирование научно-технического прогресса,
  • технологическое обновление производства,
  • выход отечественного товаропроизводителя на мировой рынок высокотехнологичной продукции;
  • обязательность;
  • равнозначность и пропорциональность;
  • равенство, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации;
  • социальная справедливость;
  • стабильность; экономическая обоснованность;
  • равномерность уплаты;
  • экономическая обоснованность;
  • компетентность; единый подход; доступность.

ГривныОпределение принципов построения системы налогообложения, без сомнения, имеет важное значение для создания эффективной, действенной налоговой системы. Принципы построения системы налогообложения в значительной мере определяют налоговую концепцию государства, его налоговую политику.
Первый существенный признак налога — императивность. Императивность предполагает отношения власти и подчинения.

Второй признак — смена собственника. Любая налоговая система, представленная отдельными видами налогов, отличается безвозмездностью. Но при этом для решения общегосударственных задач налоговая система должна подчиняться классическим принципам налогообложения, выработанным А. Смитом.
Классические принципы налогообложения:

  1. Справедливость (всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам).
  2. Определенность (сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны плательщику).
  3. Удобность (налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика).
  4. Экономия (сокращение издержек по взиманию налога, рационализация системы налогообложения).

В условиях независимости Украины налоговая система формировалась в соответствии с законодательством (период 1991-1997 г.г.). Общепризнано, что при всей важности каждого из принципов, разработанных А. Смитом:

  • принципа справедливости (равенства) налогообложения;
  • определенности и точности налогов;
  • удобства сроков и способов уплаты;
  • экономичности (эффективности) налогов,

главным из них является принцип справедливости, однако понимается он по-разному. Проблема здесь заключается в том, что справедливость — категория, прежде всего, социальная, нравственно-этическая; в экономике же она является «чужеродным» элементом, понятием весьма относительным, субъективным по своей сути и поэтому далеко не однозначным. Различные понятия о справедливости вызывают различные понятия экономической и налоговой справедливости.

В настоящее время в мировой налоговой теории имеются две основные точки зрения на справедливость налогов; остальные мнения обычно приближаются либо к той, либо к другой позиции. Первая состоит в том, что налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т. е. должны быть одинаковыми для всех налогоплательщиков, независимо от объема их доходов, условий их получения и каких-либо других факторов. Уровень налоговых ставок должен быть при этом минимальным (низким, насколько это возможно), льготы также должны быть сведены к минимуму, а в идеале — их не должно быть совсем.

В соответствии с другой позицией, напротив, считается, что номинальный уровень налоговых ставок не имеет принципиального значения (он может быть весьма высоким). Налоги же должны содержать разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок, в зависимости от уровня дохода. В данном случае провозглашаются принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.

В соответствии с этими двумя позициями принцип справедливости формулируется в первом случае как принцип вертикального и горизонтального равенства налогов, основанный на пропорциональном обложении доходов при постоянной налоговой ставке, не зависящей от величины облагаемого дохода.