Швейцария — конфедеративное государство, состоящее из конфедерации (центрального штата), 26 кантонов и входящих в них 3 тыс. муниципалитетов. Кантоны являются суверенными административно-территориальными единицами, а степень муниципальной автономии определяется законодательством кантона. В соответствии с принципом швейцарского федерализма в стране существует трехуровневая система налогообложения Определение налоговой юрисдикции регулируется конституцией, согласно положениям, которой ни один из трех органов власти не мешает другим, а бремя, которое несут налогоплательщики, не переходит за экономическую границу обложения. Кантонам, в принципе, разрешено взимать любые виды налогов, кроме тех, сбор которых является эксклюзивной юрисдикцией конфедерации. Они имеют право создавать свое собственное налоговое законодательство. Муниципалитетам, в свою очередь, право собирать свои налоги определяют конституции кантонов.
Структура налоговых доходов конфедерации во второй половине 1990х гг. выглядела следующим образом: НДС — 29,1%; прямые налоги — 23,6; таможенные пошлины — 14,9; расчетный налог — 10,1; гербовые сборы — 4,5; прочие — 5,5; неналоговые сборы — 12,3%.
Налог на добавленную стоимость введен в Швейцарии только 1 января 1995 г. (вместо налога с оборота) для унификации с налоговыми системами ЕС. НДС в Швейцарии — это налог на всеобщее пользование и потребление, взимается на всех стадиях производства и распределения с импорта товаров, отечественной сферы услуг и приобретения услуг за границей. По этому налогу существуют три вида ставок: стандартная — 6,5%, специальная — 3% — на услуги в гостиничном секторе и пониженная — 2% — для продуктов и безалкогольных напитков, птицы, рыбы, зерна, медицинских товаров, полиграфической продукции. Таможенные пошлины взимаются как по импортным, так и по экспортным операциям по твердым ставкам.
Из прямых налогов наибольшее значение имеют подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль и капитал юридических лиц. Подоходный налог с физических лиц платят все лица, осуществляющие прибыльную деятельность в Швейцарии. Максимальная ставка составляет 11,5%. Что касается федерального налога на прибыль, то он является прогрессивным налогом и взимается по трехуровневой шкале. Базовый налог взимается по ставке 3,63%. Максимальная ставка не может превышать 9,8% суммарной прибыли. Налог на капитал является пропорциональным. Он взимается с полученного капитала, а также с запасов, отраженных и не отраженных в балансе. Ставка налога — 0,08% суммы налогооблагаемого капитала.
Как уже указывалось, кантоны сами формируют свои законодательства, но к началу 2001 г. они должны были привести их в соответствие с Законом о гармонизации налогообложения. Налоги на доходы и чистые активы — периодические налоги, поэтому они должны собираться к определенному моменту времени (фискальному периоду). В кантонах платят также подоходный налог с физических лиц по сумме налогов, исчисленных по базовой федеральной ставке и дополнительным ставкам кантонов и муниципалитетов. Все кантоны взимают налоги с доходов иностранцев, временно работающих в Швейцарии — у «источника». Как физические, так и юридические лица должны платить налог на прирост недвижимой собственности. Физические лица платят налог с лотерей. Все кантоны взимают также налоги с наследств и дарений, а также налог на транспортные средства.
Таким образом, формированию налоговых систем в рассмотренных федеративных государствах можно дать следующую общую характеристику:
- Во всех трех государствах субъекты федерации (штаты, провинции, кантоны) имеют высокий уровень самостоятельности в налоговых инициативах.
- Властные полномочия, обязательства по расходам и права на налоговые доходы имеют хорошее правовое обеспечение и четкое разграничение.
- Налоги, несущие основную фискальную нагрузку, обычно «повторяются» на всех трех уровнях.
- Достаточно сложная система налогообложения с часто высоким суммарным уровнем ставок всегда предполагает стимулирующую роль основных налогов, однозначно фискально-конфискационная направленность отсутствует, а реальная величина оценки налогооблагаемого объекта всегда ниже уровня первоначальной.
- Отсутствие реальных источников налогообложения, необходимых для обеспечения достаточного финансирования расходов, всегда дополняется различными методами финансового выравнивания со стороны федерального органа, что обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность составных частей государства как единого целого.
- Во всех государствах ведется постоянная работа в сферах совершенствования теории и практики федерализма, гармонизации налоговых систем.
При общих закономерностях в каждой стране, безусловно, имеются свои особенности, специфика, которые учитываются при принятии решений по налогообложению.