Налоговая система Пакистана

Пакистан, налоги, флагОсобенностью налоговой системы Пакистана является то, что налоги, как средство мобилизации финансовых ресурсов, играют второстепенную роль. В значительной степени это объясняется тем, что доходы от сельскохозяйственного производства, составляющего основу экономики страны, полностью освобождены от налогообложения. Их введение является прерогативой провинциальных парламентов, в которых преобладающим влиянием пользуются крупные землевладельцы, выступающие против этого.

Кроме того, широко распространено уклонение от налогов.

В целом в налоговой системе Пакистана главную роль играют косвенные налоги (таможенные пошлины, акциз, налог с оборота, дополнительные сборы). На них приходится свыше 80% всех налоговых поступлений, в том числе почти половина — на налоги, которыми облагаются внешнеторговые операции.

Стандартный налог с оборота составляет 12,5% с объявленной цены. Он взимается с широкого круга товаров как импортных, так и местного производства. Акцизный налог взимается с определенных товаров либо с объявленной цены, либо в конкретных единицах. За исключением отдельных случаев облагаются налогом выплаты процентов по иностранным займам, лицензионные платежи и платежи за технические услуги.

Помимо обычных налогов правительство Пакистана взимает два исламских: закят и ушр (на богатство и продукцию сельского хозяйства). Средства от их сбора невелики и используются на благотворительные цели.

В целях расширения экспорта, развития промышленности в экономически слаборазвитых районах, модернизации и реконструкции экспорториентированных и импортзамещающих отраслей правительство предоставляет разного рода налоговые льготы. Они включают, в частности, скидки с налога на доходы от экспорта готовых изделий, частичное освобождение от налога на доходы компаний, приобретающих акции предприятий, создаваемых в отсталых районах, освобождение от уплаты налогов в течение 4 лет всех частных предприятий, построенных или строящихся в основных отраслях промышленности в период с 1 июля 1988 г. по 30 июня 1993 г. Если эти предприятия расположены в наименее развитых районах, то освобождение от налогов действует в течение 8 лет.

Правительство Пакистана предоставляет налоговые скидки на амортизацию, которые рассчитываются, как правило, по методу убывающей балансовой стоимости. В середине 80-х годов нормальные ставки налоговой скидки на амортизацию судов составляли от 5 до 20% от номинальной стоимости (в зависимости от срока эксплуатации), жилых домов и фабричных зданий — 10%, оборудования — 10%, автомобилей — 20%, самолетов — 30%.

Дополнительная налоговая скидка на амортизацию предоставляется предприятиям, использующим двух- и трехсменный график работы.

Специальными налоговыми льготами пользуются предприятия горнодобывающей промышленности. В частности:

  • налоговая скидка на амортизацию подземных конструкций нефтепромыслов и оборудования для добычи минерального сырья составляет 100%;
  • убытки, понесенные предприятиями этой отрасли до начала коммерческого производства, рассматриваются как снижение доходов и пролонгируются на 10 лет;
  • местные компании, занятые в добыче железной руды, бокситов, хрома, меди и ряда других полезных ископаемых, освобождаются от уплаты налогов сроком на 5 лет. В последующие 5 лет ставка налога составляет 50% от нормальной.

Налоги ПакистанаРегулирование налоговой политики и собственно сбор налогов с физических и юридических лиц в Пакистане осуществляется Центральным налоговым управлением (Central Board of Revenue). Пакистанское правительство уделяет большое внимание укреплению налоговой дисциплины, тем более что налоговые поступления составляют значительную часть расходной части бюджета страны (к примеру, в 2002/2003 финансовом году наполнение расходной части бюджета было на 68% обеспечено сбором налогов).

В стране применяются следующие виды федеральных налогов: налог с продаж — 18% (general sales tax), акцизный сбор — 15% (central excise), подоходный налог (income tax) и таможенный налог (customs tax). Ставки двух последних видов налогов зависят, соответственно, от совокупного годового дохода физического или юридического лица и вида товара, подлежащего таможенному налогообложению.

Как это принято во всем мире, налоги в Пакистане подразделяются на два вида — налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц. Отчетный налоговый год в Пакистане установлен с 1 июля по 30 июня (совпадает с финансовым годом).

Подоходный налог имеет прогрессивный характер. Фактический размер этого вида налога зависит от структуры доходов юридического или физического лица. Единые ставки налогов для лиц, занятых частным бизнесом и предприятий указаны в таблице № 4:

Ставки подоходного налога с юридических или физических лиц резидентов.

Совокупный годовой доход (1 долл.США = 57,9 пак.руп.) До 80.000 пак.руп./1381 долл.

(или около 115 долл. в месяц) 80.000 — 150.000 пак.руп. 7,5% с суммы, превышающей 80.000 пак.руп.

150.001 — 300.000 пак.руп 300.001 — 400.000 пак.руп 400.001 — 700.000 пак.руп Свыше 700.000 пак.руп Для лиц, получающих фиксированную заработную плату, которая составляет более половины их совокупного годового дохода, предусмотрены налогооблагаемая сумма дохода от 80.000 до 100.000 пак. руп.) до 5% (доход свыше 1 млн. пак. рупий в год).

Для преподавателей и работников некоммерческих исследовательских организаций, в том числе государственных учебных и исследовательских институтов, сумма уплачиваемого налога снижается еще на 50%.

Государственные служащие имеют налоговые льготы. К примеру, полностью не облагаются налогом пособия, получаемые госслужащим на медицинское лечение и обучение, а также выплаты пенсий по старости, выплаты семье умершего служащего. Военнослужащие, подпадающие в определенные льготы, в зависимости от занимаемой должности. Эти льготы применяются, например, к пособиям по оплате арендованного жилья, надбавкам за налет часов для пилотов ВВС, армии и флота, и ряду других пособий.

Доход от сдачи в аренду недвижимости облагается 5-процентным соревнованиях облагается налогом в 10%.

Подоходный налог с физических лиц — нерезидентов Пакистана, работающих по найму в местных компаниях и фирмах, рассчитывается в зависимости от вида деятельности юридического лица. Некоторые примеры указаны в таблице № 5:

Ставки подоходного налога с физических лиц — нерезидентов Резидентом Пакистана считается лицо,

  • находящееся на территории Пакистана в течение 182 дней отчетного налогового года,
  • находящееся на территории Пакистана в течение 90 дней отчетного налогового года, но находившееся на территории Пакистана в течение последних 4 лет, предшествующих налоговому году, в совокупности 365 дней.

Ставки таможенного налога на импортируемые товары Собираемость налогов в Пакистане традиционно является одной из весьма «чувствительных» областей, за недостатки в которых Исламабад постоянно критикуется международными финансовыми организациями.

Вместе с тем, ситуация в этом вопросе в последние годы изменяется к лучшему, ведется активная борьба с неплательщиками.

Пакистанские налогиВ Правительстве Пакистана считают, что основными недостатками действующей налоговой системы страны являются: многочисленность налогов, запутанность процедур их начисления, неэффективность работы налоговой администрации, высокая продолжительность процедур принятия решений по налоговым спорам, коррумпированность налоговых служащих. В связи с этим Правительство принимает меры по сокращению количества собираемых федеральных и региональных налогов, снижению ставок налогов и размеров штрафов, упрощению процедур начисления и сбора налогов, изменению системы налогообложения в системе трудовых отношений, упрощению процедур разрешения споров, расширению налогооблагаемой базы, созданию некоррумпированной и эффективно работающей налоговой администрации.

Правительство Пакистана предлагает принять некоторые меры по реформированию налоговой системы. Взимание налога с продаж предлагается распространить на услуги, одновременно отменив акциз на услуги. Планируется, что после того как федеральное правительство передаст функцию регулирования законодательства по сбору налога с продаж в ведение региональных (провинциальных) властей, последние примут у себя законодательство, согласно которому налог с продаж распространяется на услуги.

Правительство рассчитывает на совершенствование системы самоначисления налогов предприятиями. В целях поощрения развития информационных технологий доходы организаций, созданных до 30 июня 2005 г. и занимающихся подготовкой кадров в области информатики, предлагается освободить от налогообложения сроком на 5 лет.

Для модернизации технологической базы промышленных предприятий Правительство страны предлагает предоставлять налоговый кредит в размере 10% объема инвестиций, освоенных на протяжении 2 лет.

Центральное налоговое управление Пакистана проводит обширную четырехлетнюю реформу в попытке увеличить прибыль от неэффективной налоговой системы. Согласно сообщениям региональных СМИ реформы частично финансирует Всемирный банк и правительство Великобритании.

Внимание уделено самостоятельной оценке и автоматизации налоговой системы, с целью сократить бюрократическое бремя и исключить коррупцию.

На данном этапе из 150 млн. населения Пакистана налог на прибыль платят лишь 1,1 млн. человек. Комментируя реформы, пресс-секретарь Центрального налогового управления объяснил: «Они помогут увеличить прибыль и расширить базу налогоплательщиков, повысить эффективность и сделать налоговый режим более благоприятным для плательщиков». По словам пресссекретаря, большую часть средств на проведение реформы предоставил Всемирный банк – $103 млн. из $149 млн. Кроме того, министерство международного развития Великобритании вложило в проект $23 млн., такую же сумму внесло правительство Пакистана40.

Помимо обычных налогов правительство Пакистана взимает два исламских: закят и ушр (на богатство и продукцию сельского хозяйства).

Средства от их сбора невелики и используются на благотворительные цели. Следует отметить, что, несмотря на многочисленные случаи коррупции и злоупотреблений, (обнародовано 88 случаев за 2005- гг.) в системе сбора и распределения закята, этот исламский налог, основательно прижился в Пакистане. Обычно он распределяется к месяцу Рамадан.

Средства от плательщиков очистительного налога накапливаются на центральном счете закята, а также переводятся банками и финансовыми организациями на счет Центрального банка. В 2006 г. почти 192 тыс. человек, проживающих во всех четырех провинциях страны, на столичной территории Исламабада и в Северных районах, получили материальную поддержку.

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

Экономика ПакистанаСтавки и порядок взимания подоходного налога определены в Законе о подоходном налоге от 1979 г. Объектами закона являются частные лица, компании (акционерные общества), ассоциации частных лиц и/или компаний, которые облагаются подоходным налогом по прогрессивной шкале. Любое юридическое или физическое лицо, получающее доход в Пакистане, обязано его платить. Пакистанское законодательство включает в доходы, подлежащие налогообложению, доходы от работы по найму, роялти и платежи за технические услуги, но исключает доходы от сельского хозяйства и прироста капитала.

Подоходный налог взимается с общих доходов за финансовый год.

В настоящее время ставки подоходного налога для частных лиц составляют от 5 до 45% в зависимости от у ровня дохода. Не взимается налог на доходы, полученные частным лицом за пределами Пакистана, если оно:

  • не проживало в Пакистане в течение 9 из последних 10 лет;
  • не находилось в Пакистане в общей сложности более 2 лет в течение последних 7 лет. Это положение не распространяется на случаи, когда доходы получены от предпринимательской или профессиональной деятельности в Пакистане.

Заработная плата иностранных граждан, оказывающих технические услуги по контракту, одобренному пакистанскими властями, не облагается налогом в течение 3 лет с момента их прибытия в страну.

Для целей налогообложения все акционерные компании разбиваются на 2 группы:

открытые и закрытые. Компания считается открытой, если:

1) в течение последнего года ее акции котировались на местной бирже;

2) по меньшей мере 50% ее акционерного капитала принадлежит государству.

Подоходный налог на корпорацию обязана уплатить любая компания, получающая доход на территории Пакистана.

Компания-резидент должна, кроме того, платить налог на доходы, получаемые за границей. Компания-нерезидент обязана платить налоги на доход, получаемый в Пакистане, включая доходы, возникающие вследствие деловых связей. Причем эти налоги могут быть в определенной степени компенсированы за счет существующих налоговых и финансовых льгот.

Закон о подоходном налоге дает общее определение корпоративных доходов как валовой доход компании минус разрешенные вычеты, которые включают арендную плату, расходы на ремонт, обучение персонала, научно-исследовательские работы, проценты по кредитам, амортизационные начисления, безнадежные долги и страховые взносы. Специальные положения разработаны для компаний, занятых в таких отраслях, как банковское дело, страхование, экспортная торговля, горнодобывающая промышленность и судоходство. (Подоходный налог взимается после вычета части дохода, освобожденной от налога, случайных убытков и вышеперечисленных разрешенных изъятий.)

Налог на корпорацию состоит из:

  • собственно подоходного налога, который взимается с валового дохода любой акционерной компании. Его размер составляет 30%;
  • добавочного налога, размер которого составляет для банковских компаний — 35%, для зарегистрированных товариществ — от О до 35%,в зависимости от уровня дохода»и для прочих компаний — 25%.

В отношении отдельных открытых акционерных компаний (в частности, занятых в пищевой промышленности) могут применяться скидки с добавочного подоходного налога в размере от 5 до 15%.

В соответствии с Законом о подоходном налоге с дивидендов, выплачиваемых открытыми акционерными компаниями, взимается налог в 5%, с дивидендов прочих компаний (включая иностранные) — 15%. Облагаются налогом межкорпорационные дивиденды (10% для открытых акционерных компаний и 30% для прочих), а также дивиденды, выплаченные акциями (10% для открытых акционерных компаний и 15% для прочих).

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В целях освобождения инвесторов от двойного налогообложения Пакистан заключил соответствующие соглашения со следующими странами: Австрией, Англией, Бельгией, Данией, Ирландией, Канадой, Китаем, Польшей, США, ФРГ, Францией, Швейцарией, Швецией, Шри-Ланкой и Японией. Эти соглашения предусматривают полное или частичное освобождение инвесторов стран-партнеров от уплаты налогов на доходы от капиталовложения в одной из них. Некоторые из договоров включают пункт об освобождении от местных налогов платежей за использование патентов и торговых марок.

Между США и Пакистаном подписано соглашение о гарантиях в отношении капиталовложений. В соответствии с ним США взяли на себя обязательство страховать американские компании, вкладывающие капитал в экономику Пакистана, от рисков, связанных с войной, революцией, беспорядками и национализацией.

Аналогичные соглашения Пакистан заключил с ФРГ, Канадой и Ливией.

Кроме того, между Пакистаном и США подписано соглашение о предотвращении случаев уклонения от уплаты налогов.