Налоговые системы Вьетнама, Китая, Южной Кореи.
Налоговая система Китая

Налоговая система Китая является сборником постановлений, правил и отношений, которые регулируют процесс уплаты налогов предприятиями, предпринимателями и другими субъектами, обязанными к уплате налогов. В последние двадцать лет налоговая система Китая претерпела большое число изменений, целью которых было придание всей системе максимальной гибкости, а также высокой эффективности.
Для любого государства налоговые поступления – это основной метод наполнения бюджета, а Китай является одним из мировых лидеров по объему сбора налогов. Несмотря на наличие налоговых льгот для некоторых районов Китая, а также на малую дисциплинированность некоторых предприятий, сумма налогов, получаемых Китаем, ежегодно возрастает.
Налоговой системой Китая предусмотрено 25 видов различных налогов. Все эти налоги условно можно поделить на насколько групп:
- с дохода;
- с оборота;
- имущественные;
- взимаемые за использование природных ресурсов;
- сельскохозяйственные;
- налоги, которые необходимо выплачивать при совершении каких-либо действий (вывоз товаров из Китая, гербовый сбор и так далее).
К компаниям, работающим в Китае, но принадлежащим иностранцам, может быть применено 14 различных видов налогов. Тем не менее, все эти налоги позволяют получать прибыль, так как экономика Китая, как известно, растет во многом за счет того, что множество иностранных компаний открывают здесь свои производства.
Нам, конечно, тяжело представить, как происходит заполнение декларации по налогу на прибыль в Китае, но, думаю, китайцы делают это с большим удовольствием, чем мы, так как понимают, что на налоги уйдет не вся прибыль предприятия, а также, подтверждением необходимости выплаты налогов является стремительный рост экономики Китая.
Налоговая система Южной Кореи.
- прямые налоги, к которым относятся налог на прибыль, корпоративный налог, налог с наследства и дарения
- косвенные налоги, к которым относятся налог на добавленную стоимость, акциз на алкогольную продукцию, транспортный налог, налог на пользователей телефонов.
- областные ( провинциальные) налоги: лицензионный сбор, налог на содержание автомобильных дорог, налог на развитие региона
- городские налоги: акциз на табачную продукцию, налог на пользователей автодорог, регистрационный сбор.
Доля национальных налогов в общей сумме налоговых поступлений составляет 80,2 %, в то время как доля местных налогов – 19,8 %.
Наибольший удельный вес в структуре национальных налогов занимают: налог на добавленную стоимость — 23,6 %, налог с доходов (налог на прибыль) – 18,6 %, корпоративный налог –11,8 %.
Национальная налоговая политика находится под юрисдикцией Министерства Финансов и Экономики, которая также включает Национальное Налоговое управление и Национальный Налоговый Колледж.
Управление налогообложения Министерства Финансов и Экономики ответственно за планирование налоговой политики и разработки налоговых законов. Национальный Налоговый колледж ответственен за обучение студентов, которые впоследствии будут работать налоговыми инспекторами.
В основе налоговой системы страны лежит целенаправленная политика на стимулирование экспорта продукции за рубеж.:
- — освобождение от налогов и пошлин импорта промежуточных товаров и оборудования
- — скидки косвенного налогообложения (например товарного и корпоративного налогов) при производстве изделий, предназначенных на экспорт
- — скидка на 50 % налога на прибыль от экспортных операций
Иностранным компаниям, работающим в непроизводственном секторе, предоставляются кредиты для уплаты налоговая на добавленную стоимость и расходов, связанных со становлением их бизнеса. Таким образом, иностранные корпорации имеют возможность покрыть расход на добавочную стоимость, выплачиваемого на закупки товаров и использование услуг в Корее. В эти услуги входят расходы на размещение сотрудников компании, выплаты на рекламу и аренду офисов, коммунальные услуги.
Как официально заявили представители Министерства финансов и экономики, введение кредитной системы по налогам на добавочную стоимость разработано для того, чтобы подвести ближе корейскую налоговую политику к прогрессивным странам, которые используют систему налога на добавленную стоимость. Введение схемы кредита по налогу на добавленную стоимость позволит корейским корпорациям, действующим в Германии, тоже получать кредиты на налог на добавленную стоимость, так как Германия применяет принцип взаимности в налогообложении зарубежных фирм, действующих на ее территории. Для того, чтобы получить кредиты на выплате налога на добавленную стоимость, иностранным корпорациям необходимо только представить соответствующие документы в налоговую службу.
Налоговая система Вьетнама
Несмотря на то, что налоговое законодательство Вьетнама составлено исключительно детально, оно подвержено (особенно в том, что касается иностранных инвестиций) постоянному пересмотру и изменениям. Поэтому всем потенциальным иностранным инвесторам рекомендуется обратиться к местному юристу во Вьетнаме, хорошо осведомленному о нюансах налоговых вопросов.
В целом, перечень налогов, с которыми наиболее часто сталкивается иностранный инвестор во Вьетнаме, на сегодня сводится к следующим видам:
- корпоративный налог на прибыль;
- налог на добавленную стоимость;
- специальный налог с продаж;
- возвратный налог у источника;
- налог на импорт и экспорт;
- налог на использование государственных природных ресурсов;
- подоходный налог с физических лиц.
Все юридические лица платят во Вьетнаме единый корпоративный налог в размере 25%.
Для предприятий нефтегазовой отрасли, а также других сфер, связанных с освоением природных ресурсов, ставка налога варьируется от 32% до 50% в зависимости от конкретного проекта.
С 2009 года малые и средние предприятия (с уставным капиталом менее VND10 млрд. и числом сотрудником менее 300) получили право на 30% сокращение налога.
Предприятия, инвестирующие в следующие проекты, могут также получить налоговые каникулы от 1 до 8 лет, или налоговые льготы от 2 до 15 лет, а в отдельных случаях — на весь срок действия проекта:
- сфера услуг, принадлежащих к перечню государственно стимулируемых проектов;
- развитие районов с социально-экономическими проблемами;
- экспорт, как минимум, 50% продукции из промышленных зон;
- инвестиции в специальные экономические зоны;
- развитие здравоохранения, образования, а также организация соответствующих тренингов и научных исследований;
- строительство и управление инфраструктурой в районах с социально-экономическими проблемами и т.п.
Налог на прибыль для таких предприятий может варьироваться от 10% до 20%.
К другим корпоративным налогам во Вьетнаме можно отнести такие, как:
- Налог на имущество, который взимается муниципальными налоговыми органами с фактически занятой собственности;
- Гербовый сбор, взимаемый в размере от 0,5% до 15% при передаче имущества;
- Лицензионная пошлина, которая уплачивается в конце первого месяца работы новых компаний и 31 января каждого года уже действующими компаниями.
Налоговая ставка лицензионной пошлины (годовая) зависит от уставного капитала следующим образом:
Более VND10 млрд. — VND3, 000,000
VND 5 млрд. — VND 10 млрд. — VND2, 000,000
VND 2 млрд. — VND 1 млрд. — VND5, 500.000
Менее VND1 млрд. — VND2, 000,000
Ставка налога на добавленную стоимость во Вьетнаме варьируется следующим образом:
- нулевая ставка применяется к экспорту, перестраховке за границей, кредитным услугам за границей, заграничным финансовым инвестициям, заграничным портфельным инвестициям;
- ставка в размере 5% применяется к таким товарам, как вода, удобрения, лекарства, образовательное оборудование, детские игрушки, книги по науке и искусству, натуральные агропромышленные продукты, корм для животных, услуги научного и агрокультурного назначения и т.п.;
- стандартная ставка в 10% применяется к большинству товаров и услуг.
Некоторые виды товаров и услуг, например, передача прав на землю, определенные виды финансовых и медицинских услуг, обучение, страхование жизни и некоммерческое страхование, общественный транспорт, передача компьютерных технологий, материалы для производства экспортной продукции и т.п. освобождены от уплаты НДС.
Налог с продаж по ставкам от 10% до 80% налагается на следующие виды товаров и услуг: сигареты, пиво, алкоголь, легковые автомобили, бензин, кондиционеры, игральные карты, обрядовая рисовая бумага и предметы; торговля на дискотеках, массаж, караоке, игровые автоматы казино, продажа лотерейных билетов, продажа тренингов по гольфу.
Товары и услуги, которые облагаются во Вьетнаме налогом с продаж, не облагаются НДС, и наоборот.
В возвратный налог у источника попадают следующие налоги:
- на дивиденды по ставке 10% или иной ставке, если это предусмотрено соглашением об избежании двойного налогообложения;
- на роялти по ставке 10%, за исключением случая, когда авторские права являются частью вносимых в уставной капитал средств;
- на лизинговые операции по ставке 5% удерживается с предполагаемой прибыли и по ставке 5% в виде НДС. От данного налога освобождаются сделки по лизингу самолетов и судов, которые не могут быть произведены во Вьетнаме, а потому импортируются.
Пошлины на импорт во Вьетнаме подразделяются на три категории:
- стандартной ставка, которая обычно на 50% больше льготной, применяется для тех стран, что не подписали с Вьетнамом соглашения о пошлинных тарифах;
- льготная ставка применяется для стран, подписавших соглашение о пошлинных тарифах (примерно 70 стран);
- особо льготная ставка (от 0% до 5%) применяется для стран азиатского региона, подписавших с Вьетнамом соответствующее соглашение (за исключением алкогольной продукции, на которую действует ставка в размере 100%).
Иностранные инвесторы освобождены от импортных пошлин (которые варьируются во Вьетнаме от 0% до 45%) на товары, ввезённые в качестве уставного взноса.
Все физические и юридические лица во всех секторах экономики Вьетнама уплачивают налог на использование государственных природных ресурсов — от 1% до 40%.
Иностранцы, проживающие во Вьетнаме более 30 дней, обязаны уплачивать подоходный налог по следующей схеме:
- иностранцы, проживающие во Вьетнаме от 30 до 183 дней, уплачивают подоходный налог по фиксированной ставке в 25%;
- иностранцы, проживающие во Вьетнаме от 183 и более дней (так называемые, «местные резиденты»), уплачивают подоходный налог по прогрессирующей шкале ставок — от 10% до 50%. Минимальная сумма дохода для исчисления налога составляет 8 млн. вьетнамских донгов (примерно US$ 500).
Иностранные инвесторы вправе репатриировать прибыль за границу только после окончания фискального года, подачи налоговой декларации и уплаты соответствующих налогов.