Налоговая система Нигерии

Финансы НигерииНигерия богата нефтью, но экономическая и политическая составляющая отягощается политической нестабильностью, коррупцией, отсутствием надлежащей инфраструктуры, зачаточным макроэкономическим управлением.

  • В 2008 году страна начала проводить экономические реформы.
  • В Нигерии военным правителям не удалось диверсифицировать экономику от чрезмерной зависимостью капиталоемкого нефтяного сектора, который обеспечивает 95% валютных поступлений и около 80% бюджетных доходов. После подписания с МВФ соглашения в августе 2000 года, Нигерия получила реструктуризацию долга с Парижским клубом на 1 млрд. долл. За счет кредита МВФ, и зависит от экономических реформ.
  • Нигерия вышла из программы МВФ в апреле 2002 года, после неудач достижения целей.
  • В ноябре 2005 года, Абуджа получил от Парижского клуба списание $ 18 миллиардов долга.
  • С 2008 года правительство приступило к осуществлению рыночных реформ совместно с МВФ, таких как модернизация банковской системы, сдерживание инфляции, блокирование высокого роста заработной платы, урегулировании региональных споров о распределении доходов от нефтяной промышленности.
  • ВВП рос в 2007-2010 из-за увеличения экспорта нефти и высоких мировых цен на нефть в 2010 году.
  • Президент Джонатан пообещал продолжить экономические реформы своего предшественника с акцентом на улучшение инфраструктуры.
  • Инфраструктура является основным препятствием на пути роста экономики и в августе 2010 года Джонатан представил проект энергетического сектора, который включает в себя приватизацию государственных предприятий. Кроме того, правительство будет стремиться к разработке государственно-частного партнерства для строительства  дорог.

Финансовый сектор Нигерии не пострадал от глобального финансового и экономического кризиса.

Нигерийская экономикаОсобенности образования государства Нигерия в результате объединения Британским правительством 1 января 1914 г. протекторатов Северной и Южной Нигерии наложили отпечаток на все дальнейшее развитие страны, обусловив многие проблемы и трудности, с которыми ей приходится сталкиваться до сих пор. Так искусственно проведенное объединение по географическому признаку, не имевшее под собой ни культурной, ни исторической общности, затронуло интересы различных племен, ранее воевавших между собой. По этой причине Южная Нигерия и Северная Нигерия долгое время испытывали финансовое, торговое и экономическое противостояние. Многочисленные таможенные посты на внутренней границе облагали дополнительными налогами и лицензионными сборами торговлю севера с югом. Фактически сохраняющаяся долгое время автономия привела к отсутствию интеграции даже в крупных инфраструктурных объектах. Например, в обоих протекторатах изолированно друг от друга действовали две железнодорожные системы. Даже финансовый год у этих территорий начинался с разной даты — на юге с 1-го апреля, а на севере с 1-го января. Существенно отличались и системы бухгалтерского учета юга и севера, что затрудняло возможную совместную реализацию хозяйственных проектов.

Процесс объединения начался с создания новой единой административной структуры, состоящей на первом адаптационном этапе из автономных региональных правительств. Начало становлению налоговой системы нового государства было положено формированием схемы его доходов. При этом формирование доходной части бюджета нового государства предполагалось обеспечить путем разграничения возможных направлений получения доходов отдельно по каждому из трех районов -Центрального, Северного и Южного. В качестве источников дохода центральной и южной части страны рассматривались таможенные пошлины, услуги железнодорожного транспорта, доходы почты и телеграфа, проценты от инвестиций и займов, лицензии и внутренний доход, взносы судов, доход от сдачи в аренду правительственного имущества, прямые налоги. Относительно Северной Нигерии предполагалось поступление британских субсидий в течение первых 5 лет после объединения. Таким образом, изначально система налогообложения в стране бьша заложена англичанами.

На первых порах бюджеты трёх региональных направлений должны были объединяться в общий консолидированный бюджет. Однако неравномерность в распределении средств (южная территория оказалась в менее выгодном положении) вызвала определенную напряженность в стране, сохранявшуюся до начала 50-х годов, когда были устранены все региональные разграничения.

Из-за отсутствия сбалансированности созданная система формирования доходов нового государства была недостаточно функциональной. После объединения Нигерии в 1914 г. изменилась структура государственных доходов. Традиционные прямые налоги с физических лиц и на имущество, которые являлись основным источником доходов в течение первого десятилетия после объединения, были вытеснены налогами на внешнюю торговлю. Сейчас основными в налоговой системе Нигерии являются пошлины на импорт и экспорт, акцизы, подоходный налог, налог на прибыль компаний. Традиционные прямые налоги — общинный налог и налог на рогатый скот, действовавшие прежде на севере страны, подоходный налог в западной, восточной и средне-западной части Нигерии — отошли на второй план и стали вторичными источниками дохода государства.

В отличие от других стран, где экспорт служит серьезной статьей дохода государства, в Нигерии главным источником доходной части бюджета стали выступать торговые пошлины на импорт. Вплоть до 50-х годов здесь не было стабильного источника экспортной выручки: пальмовое масло приносило весьма нерегулярный доход, подверженный частым конъюнктурным колебаниям на мировом рынке. Такая особенность формирования налоговых доходов была весьма уязвимой, не гарантировавшей государству необходимых поступлений в бюджет. Например, достаточно долго Нигерия не могла оправиться от потери такого большого источника дохода, как импортная пошлина, в результате запрета импорта спирта в Британию.

Первый Закон «О подоходном налоге» был принят в Нигерии в 1940 году. Далее в развитие налоговой системы были разработаны такие акты, как: декрет об индустриальном развитии (1958 г.), декрет об избежании двойного налогообложения (1958 г.), декрет о местном подоходном налоге (1959 г.).

Классификация основных налогов и методов их взимания

Экономика НигерииСерьезные изменения в налогообложение страны внес Закон о налоговой реформе 1990 г., которая до сегодняшнего времени еще не завершилась.

Налоговая система — это, с одной стороны, совокупность установленных законодательно: налогов, сборов, пошлин и других платежей; с другой — органов, которые этими вопросами занимаются (органы государственной налоговой службы, налоговые инспекции и т.д.); с третьей стороны — налогоплательщиков. Основными источниками налоговых доходов являются доходы, товары и капитал (см. рис. 1).

В целях диссертационного анализа приведем классические положения применительно к теме нашего исследования, которые позволят нам сформулировать степень их развития в области налоговой системы, сложившейся в Нигерии. Экономическая сущность налогов впервые была сформулирована в работе Давида Рикардо, который писал, что налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете из капитала или из дохода страны. Очевидно, что столь давнее теоретическое осмысление налогов в значительной мере подкреплено многонациональным практическим опытом поиска оптимальной системы налогообложения, отвечающей реалиям и особенностям развития каждой страны.

В современных условиях, характеризующихся процессами интернационализации мирового хозяйства, национальный хозяйственный механизм экономического развития не может развиваться изолированно. На него оказывают влияние и давление экономическая, финансовая, политическая и идеологическая зависимость от мирохозяйственных центров. Состояние и основные направления развития в них основных общественных институтов, в том числе и практика налогового регулирования, накладывают определенный отпечаток на национальный хозяйственный механизм Нигерии. Относительно нашей страны это справедливо, пожалуй, даже в большей степени, поскольку, как мы уже отмечали, изначально основы налогообложения здесь закладывались англичанами.

Современное развитие западной экономической мысли характеризуется противостоянием кейнсианской и неоклассической школ, что определило два основных направления в теориях государственных финансов. Представители первого направления рассматривают налоги как орудие государственной экономической политики. Их противники считают, что государственное регулирование экономики должно быть ограниченным, а налоги — это чисто фискальный инструмент.

Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» определил некоторые принципы налогообложения, которые до сих пор считаются общепризнанными. В их числе можно назвать следующие.

  1. Справедливость. Этим принципом Адам Смит доказывает, что каждый налогоплательщик должен жертвовать для поддержки государства приблизительно столько, сколько он может заплатить. Это означает пропорциональность обложения налогом доходов. В Нигерии, например, взимается 5% или 10% от всех доходов свыше определенных сумм (поскольку имеются некоторые граждане, чьи доходы настолько низкие, что они, очевидно, не в состоянии заплатить никакие налоги), т.е. богатые должны жертвовать больше, чем простые люди.

Сейчас этот общепризнанный принцип равного пожертвования принят в прогрессивном налогообложении: чем выше чей-то доход, тем большую от этого дохода долю он должен уплатить в виде налога. Подоходный налог является прекрасным примером прогрессивного налогообложения.

  1. Определенность. Налогоплательщик должен знать, какую сумму налога и в какое время он должен уплатить. Подоходный налог является прекрасным примером этой регламентации, то есть ни сумма налога, ни время его уплаты не должны быть предметом произвольных постановлений или решений властей.
  2. Удобство. Налоги должны взиматься в удобное для налогоплательщика время. Налог на заработную плату выплачивается ежемесячно, при ее начислении (этот налог служит одним из примеров идеальной реализации третьего принципа). Удобным временем уплаты налогов для западно-африканских фермеров является время получения выручки от реализации собранного урожая.

Роль и место налогов в финансовой стабилизации

Нигерия и налогиПрограмма структурной перестройки экономики была принята в Нигерии летом 1986 г. Она была вызвана кризисным состоянием нигерийской экономики, объяснявшимся в целом теми же причинами, что и в других странах Тропической Африки. Особенностью проявления экономического кризиса в Нигерии явилось определяющее влияние потрясений на мировом рынке нефти51, сказавшихся на экономических показателях страны. В период нефтяного бума нигерийская экономика получила одностороннее развитие: основная ставка делалась на экспорт этого вида сырья, дававшего около 60% текущих бюджетных поступлений и более 90% валютных доходов.52 Конкурентоспособность найры была подорвана завышенным валютным курсом. В результате ценовой политики «маркетинг бордз», проводившейся в течение долгих лет, доля сельскохозяйственного производства в ВВП сократилась с 40% в начале 70-х годов до 20% в 1980 г., сократились и доходы от сельскохозяйственного экспорта.

К началу 90-х годов ситуация несколько выровнялась — доля аграрного сектора в ВВП страны составила 37,3%, однако сохраняющиеся диспропорции общего развития модифицировали воспроизводственный процесс.54 В условиях односторонней ориентации хозяйственного развития падение цен на нефть сильно ударило и по состоянию государственных финансов страны, и по ее экономическому положению в целом. Так, если с 1977 по 1981 г. имела место тенденция к росту положительного торгового сальдо баланса главным образом за счет роста поступлений от нефти, то с 1982 г. наблюдается снижение доходов и рост дефицита, был преодолен только во второй половине 90-х годов. В первой половине 80-х годов объем налоговых поступлений сократился абсолютно и относительно, что повлекло за собой общее сокращение доходов текущего бюджета. В условиях Нигерии, когда расходы бюджета на 25% финансируются за счет внутренних и внешних займов, — это означало необходимость пересмотра государственной политики в сторону усиления фискальных механизмов.

В последние два десятилетия от 40 до 60% поступлений текущего бюджета Нигерии приходилось на прямые налоги, среди которых главное место занимал налог на прибыль нефтяных компаний. В текущих расходах федерального бюджета Нигерии в конце 90-х годов преобладают Налоги в Нигериитрансферты (расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, перечисления в бюджеты штатов и местные бюджеты, вклады в Фонд развития и т.д.). В пределах статьи «Трансферты» к концу 80-х годов существенно возросли расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, и сократились вклады в Фонд развития. Если в предыдущее десятилетие в государственных инвестициях значительное место занимали затраты на развитие экономики и социальной сферы, то с середины 90-х годов растут расходы на выплаты по задолженности страны. Принятая в 1986 г. программа структурной перестройки экономики Нигерии по своей сути являлась программой финансовой стабилизации страны. В области экономики в качестве основной задачи была выдвинута структурная перестройка производства и потребления. Для ее реализации требовалось претворение в жизнь следующих положений:

  • провести диверсификацию производства (уменьшение вывоза сырой нефти и импорта потребительских товаров);
  • повысить эффективность государственного сектора;
  • стимулировать развитие частного предпринимательства;
  • обеспечить сбалансированность бюджета;
  • добиться положительного сальдо платежного баланса;
  • снизить темпы инфляции.

ВВП на душу населения в 2009 году — 2,4 тыс. долл (13-е место в Чёрной Африке, 177-е место в мире). По данным Всемирного банка за 2010 год, 84,5 % населения Нигерии живут всего на $2 в день в условиях нехватки воды и электричества. По оценкам, в северо-восточных регионах 75 % населения живёт ниже уровня бедности (что примерно вдвое превышает показатель южных регионов страны). В сельском хозяйстве занято 70 % работающих, в промышленности 10 %, в сфере обслуживания 20 %.