Михаил Мишустин видит единственный путь для госорганов — создание удобных платформ для взаимодействия с гражданами
«Цифровая трансформация и качество жизни. Взгляд из регионов» — сессия, которая прошла в рамках Российского информационного форума в Сочи. В мероприятии принял участие глава Федеральной налоговой службы Михаил Владимирович Мишустин.
Выступая перед собравшимися Мишустин обратил внимание, что в 2020 году онлайн-доступом будет обладать более 200 млрд устройств, а значит, объем и скорость передачи данных увеличатся. Он подчеркнул, что в этих условиях предприятия и госорганы либо должны стать цифровыми, либо они исчезнут. Далее глава налоговой службы отметил, что довольно абстрактные и безобидные технологии приводят к исчезновению целых отраслей экономики, рабочих мест, необходимости нового территориального планирования, исчезновению государственных финансов и размыванию границ — это явление получило название уберизации. «Государство должно быть в курсе таких процессов и понимать их, чтобы смотреть вперед и принимать правильные управленческие решения», — сказал он.
«Данные превратились в актив. Данные сегодня — это золото и нефть XXI века. Тот, кто быстрее с ними научится работать, обрабатывать, кластеризировать, делать из них продукты, которые повышают добавленную стоимость, тот и будет впереди», — подчеркнул Михаил Мишустин.
По словам руководителя Федеральной налоговой службы России, основной тренд сегодня – все, что может быть оцифровано, должно быть оцифровано. «На основе полученных данных создаются так называемые чувствительные предприятия, которые знают о вас больше, чем вы сами о себе, следят за изменяющимися параметрами и в реальном времени реагируют на эти изменения. В условиях цифровой экономики внедрение информационных технологий становится одним из факторов, обеспечивающих высокую скорость принятия управленческих решений, что в свою очередь требует мгновенного получения и анализа информации из всех возможных источников. Все больше организаций представляют налоговую отчетность в электронном виде. Документооборот активно переходит в виртуальную сферу. Обмен документами (информацией) в электронном виде также способствует дальнейшей трансформации как модели ведения бизнеса и бизнес-процессов организаций, так и традиционной концепции налогового контроля», — сказал Мишустин.
Также глава ФНС отметил, что госорганам необходимо брать на вооружение этот опыт, а также выстраивать свои бизнес-процессы точно так же, как это делают современные цифровые компании, предлагающие платформенные решения. Только такие решения позволят сохранять командные высоты в будущем. «Цифровизация — про то, чтобы никто не замечал автоматизацию, это должно быть просто, удобно. Я очень надеюсь на то, что проактивные системы, которыми мы сегодня занимаемся, помогут нашим налогоплательщикам не замечать налоговую службу в нашей жизни», — добавил Михаил Мишустин.
Уберизация экономики диктует государству новые правила взаимодействия с гражданами. Люди не хотят думать о цифрах, заполнять декларации или документы, нетерпимы к задержкам в получении информации. Им нужны качественные и адресные услуги. Путь госорганов – создание удобных платформ для взаимодействия с гражданами: проактивных систем и мобильных приложений.
«Что такое мобильное приложение для самозанятых? Это пример встраивания в естественную среду жизни людей, чтобы быть незаметными», — отметил руководитель Налоговой службы. Более того, сейчас рассматривается возможность интеграции приложения с онлайн-кабинетами банков, что еще больше упростит оплату НПД. Михаил Мишустин выразил надежду, что Сбербанк вскоре присоединится к этой инициативе.
Он также отметил, что новый налоговый режим для самозанятых является льготой, а не новым налогом. Платить 13% с доходов, полученных на территории Российской Федерации, – закрепленная в Конституции обязанность граждан. Специальный режим же дает им возможность уменьшить эту ставку до 4% при продаже товаров и оказании услуг физлицам и до 6% — при взаимодействии с юрлицами. Сделать это можно с помощью приложения «Мой налог», которое избавляет своих пользователей от ведения отчетности и непосредственно живого общения с налоговыми органами.
Он также рассказал, что Налоговая служба – цифровое ведомство, которое старается в своей работе максимально учитывать потребности граждан. Так, на сегодня автоматизировано 100% услуг, оказываемых физическим лицам, и 90% вопросов юрлиц можно решить удаленно. Для этого на сайте ведомства созданы свыше пяти десятков электронных сервисов. Они информируют, помогают, обслуживают.