Михаил Мишустин: отношения налоговой службы и бизнеса должны быть прозрачными

22 ноября глава ФНС Михаил Мишустин дал интервью «Вестям» на канале «Россия», в котором в общих чертах рассказал, что происходит сегодня в отечественном налогообложении.

Одно из центральных мест разговора с Мишустиным занимала тема взаимоотношений налоговиков и бизнеса, поскольку современные условия (и не в последнюю очередь — дефицит бюджета, который сохраняется не первый год) диктуют необходимость грамотно выстраивать отношения и предпринимателями, которые приносят ежегодно значительные суммы в бюджет государства.

Комментируя нынешний формат взаимодействия ФНС и бизнеса, Мишустин отметил, в первую очередь, курс на максимальную прозрачность. Сегодня налоговая служба следует риск-ориентированному подходу, согласно которому, административная нагрузка на благонадежных предпринимателей сводится к минимуму. Другими словами, если у фирмы все в порядке с документами, нет никаких вопросов по критериям риска (которые открыты и общеизвестны), то можно не опасаться шквала проверок налоговиков. Какими могут быть эти критерии? Например, если известно, что в среднем по отрасли зарплата находится на одном уровне, а на предприятии она в несколько раз ниже, то это может послужить поводом для административной проверки. В результате такой политики ФНС нагрузка на бизнес за 9 месяцев 2016 года снизилась на 13,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (то есть с 23000 до 15000). Вместе с тем эффективность каждой конкретной проверки выросла на 40%.

Михаил Мишустин также отметил, что снизилось и количество претензий у налогоплательщиков, в частности, предпринимателей, к работе ФНС. Поступает меньше жалоб на их работу, значительно сократилось количество судов бизнеса с налоговиками (-12%). Большая заслуга в этом, считает глава ФНС, принадлежит системе досудебного аудита, когда можно обратиться к специалистам, которые еще до суда могут вынести предварительное решение по потенциальному делу. Если дело все-таки доходит до суда, то количество решений, вынесенных в пользу ФНС, составляет 80%, однако Мишустин особенно выделяет именно те 20% дел, которые выигрывают налогоплательщики. Это значит, что в случае возникновения спора, он реально может быть решен в пользу гражданина и нет презумпции правоты налоговиков. Однако незначительный процент таких решений показывает профессионализм и грамотность работы ФНС.

Хорошие результаты дало внедрение проекта «Маркировка» в августе этого года. В его рамках была внедрена система маркировки чипами изделий из натурального меха, как отечественных, так и импортных, в целях улучшения контроля за рынком. И первые его результаты поразили даже самих налоговиков. По словам Мишустина, даже они не ожидали, что такое количество предпринимателей легализуется за такой короткий промежуток времени — сегодня в системе зарегистрировано более 8 тысяч организаций и индивиуальных предпринимателей. За три месяца было легализовано 20% участников рынка — это значит, что до этого все они либо работали по «серым» схемам, либо сдавали нулевую отчетность.

Со своей стороны, для успешной реализации проекта налоговики сделали очень много. Была проведена серьезная работа, чтобы бизнес получил комфортную среду для осуществления всех необходимых нормативных действий, в первую очередь, за счет формализации отношений в электронном виде. Был создан личный кабинет для импортеров и производителей изделий из меха, была предоставлена возможность оперативного заказа контрольных знаков (тех самых чипов), на сайте были выложены видео по теме.

Сейчас аналогичный проект рассматривается в сфере реализации лекарств.

Михаил Мишустин отметил, что ФНС стимулирует предпринимателей «выходу из тени» и переходу добровольному выполнению обязательств всеми возможными способами. Налоги в стране не такие высокие, и платить из совсем не сложно, особенно, понимая, что это плата за жизнь в цивилизованной стране. И Мишустин уверен, что в дальнейшем прозрачность отношений налоговиков и бизнеса будет только расти.