Михаил Мишустин: Новые подходы в работе и новые технологии помогли ФНС России снизить число проверок до исторического минимума
Федеральная налоговая служба – это орган исполнительной власти, основная функция которой осуществлять надзор за исполнением налогового законодательства. Однако, после назначения в 2010 году Мишустина на должность руководителя ФНС, новый глава ведомства поставил задачу сделать акцент на сервисности. «Платить налоги и получать госуслуги должно быть удобно и просто», — считает глава налоговой службы.
И Мишустин поддержал упрощение взаимодействия бизнеса и граждан с налоговыми органами. Для удобства работы людей и борьбы с коррупцией Михаил Мишустин заявил, что намерен по максимуму развивать в ФНС электронные сервисы, сводя к минимуму риски, связанные с, так называемым человеческим фактором. Число электронных сервисов, которые функционируют на сайте www.nalog.ru достигло пятидесяти четырех.
Мишустин уверен, будущее налогового администрирования в совершенствовании бизнес-процессов, модернизации ИТ-инфраструктуры и использовании передовых наработок ИТ-индустрии: «Как показывает практика, такой подход не только способствует росту собираемости налогов при неизменных налоговых ставках, но и переводит отношения «налоговый орган – налогоплательщик» на качественно новый уровень», — подчеркивает глава налогового ведомства.
Руководитель ФНС России отмечает, что яркий и успешный пример нового взаимодействия с налогоплательщиком – это проект онлайн-касс. Их применяют более 830 тысяч налогоплательщиков. Уже зарегистрировано 2,3 млн касс. Это в два раза больше, чем было зарегистрировано по стране до реформы. Каждый аппарат направляет данные в Федеральную налоговую службу онлайн, что позволяет прогнозировать финансовые и товарные потоки. Также, благодаря новым технологиям, сократилась отчетность, которую предприниматели обязаны предоставлять в инспекцию, что снизило административную нагрузку на бизнес. В июле 2018 года завершился второй этап перехода на онлайн-кассы.
По данным ФНС, на сегодняшний день в сутки пробивается 125 млн чеков. Средняя выручка на одну кассу увеличилась в два раза. Всего в системе сегодня зарегистрировано 2,5 млрд чеков.
В настоящее время Мишустин поставил перед вверенной ему службой задачу – «встроиться в естественную среду современных налогоплательщиков». И ведомство активно занимается разработкой и внедрением мобильных приложений, чтобы налогоплательщики могли взаимодействовать с налоговыми органами при помощи смартфона. Именно органичное встраивание в среду налогоплательщика и есть главная цель, для того, чтобы было меньше административных барьеров, связанных с тратой человеком времени…», — пояснил Мишустин.
Глава Федеральной налоговой службы рассказал, что трансформация в цифровую экономику – это то, чем занимается ФНС совместно с ФТС. Ведомства выстраивают единый механизм налогового администрирования и таможенных платежей при помощи самых современных информационных технологий. И тут основным выбран подход «встраивания». Это касается всего – от взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности, до оплаты налогов непосредственно через линейку личных кабинетов или взаимодействия с налоговой службой.
Тенденцию снижения количества проверок при росте их эффективности ФНС России продолжает уже несколько лет. Глава ФНС России подчеркнул, что результат контрольной работы должен измеряться состоянием администрируемой среды, изменением модели поведения налогоплательщиков, отказом от использования схем и, в конечном итоге, ростом уплаты налогов в бюджет, который должен быть адекватен экономике.
В 2018 году ведомству Мишустина удалось сократить количество проверок до исторического минимума. На ежегодном предпринимательском форуме ОПОРЫ РОССИИ «Малый бизнес – национальный проект!», руководитель Федеральной налоговой службы России Михаил Владимирович Мишустин подчеркнул, что служба практически ушла от проверок субъектов малого предпринимательства. И это весьма ощутимо для небольших организаций. Сегодня ФНС России сейчас проверяет одну компанию малого бизнеса из 4000.
Так, по данным, которые озвучил глава ФНС, за девять месяцев 2018 года проведено 11 тысяч проверок, что на 30% меньше чем за аналогичный период прошлого года. «Это снижение административного давления на малый бизнес. Мы выстроили систему взаимодействия, в том числе с ОПОРОЙ РОССИИ, которая нам позволяет определять четкие критерии компаний, добросовестно исполняющих свои налоговые обязательства», — добавил руководитель ФНС.
Среди других причин снижения количества проверок Михаил Мишустин назвал переход на новые технологии. Сейчас малый бизнес имеет возможность взаимодействовать со Службой дистанционно через личный кабинет и контрольно-кассовую технику нового поколения. «Мы во взаимодействии с региональными организациями ОПОРЫ РОССИИ сделали этот проект, и количество кассовых аппаратов увеличилось на 800 тысяч. Все формы отчетности были отменены. Мне кажется это содействует бизнес-климату», — подчеркивает Михаил Мишустин.
Еще один проект ФНС России, реализуемый последнее время, продолжает давать стабильные положительные результаты. Речь о автоматизированной системе администрирования налога на добавленную стоимость «АСК НДС – 2». Система контролирует формирование добавленной стоимости на основании мониторинга цепочек его уплаты. Сведения из отчетности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его поставщиков и покупателей. Если в цепочке есть расхождение, программа сигнализирует об этом компании. Компания в течение 5 дней должна пояснить, в чем причина. Если пояснений нет — за дело берется налоговый инспектор. Проверив, в чем причины расхождений, решается вопрос о том, возмещать ли компании НДС или отказать в этом. Раньше на проверку цепочки контрагентов уходило много времени. Сейчас – счет идет на минуты. Михаил Мишустин отметил, что применение данной системы увеличило поступления на 60 % и привело к тому, что Россия находится в числе мировых лидеров по показателю налогового разрыва по НДС (менее 1 %).
Если отбросить разговоры о рейтингах, то данная система во многом поспособствовала тому, что в сложный для экономики страны период, собираемость налогов продолжала расти, пополняя бюджеты всех уровней.