Михаил Мишустин: Компании, ранее не платившие налоги или применявшие агрессивные методы ухода от них, вынуждены перестраивать свою работу или уходить с рынка
Глава Федеральной налоговой службы подвел итоги работы ведомства. Михаил Мишустин рассказал о росте налоговых поступлений в бюджет и во Внебюджетные Фонды, о сокращении числа проверок и результатах борьбы с «однодневками», мешающими честным предпринимателям вести бизнес.
О ПОСТУПЛЕНИЯХ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ
Михаил Мишустин доложил, что на протяжении всего 2018 года Служба обеспечивает высокую динамику поступлений налогов, администрируемых ФНС России.
За одиннадцать месяцев 2018 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило (по предварительным данным) 19,3 трлн рублей — это на 24%, или на 3,7 трлн рублей, больше соответствующего периода 2017 года (против роста на 19% в январе-ноябре 2017 года). В том числе в федеральный бюджет — 10,8 трлн рублей, что на 32%, или на 2,6 трлн рублей больше.
Высокие темпы поступлений поддержаны растущей ценой на нефть — на 38,2% (с 51,2 до 70,8 долл./за барр.). Однако, как подчеркнул Мишустин, половина общей суммы прироста поступлений обеспечена ненефтегазовыми доходами. Так поступления:
— налога на прибыль – выросли на 25,3%, или на 767 млрд рублей,
— НДС – на 16%, на 432 млрд рублей,
— НДФЛ – выросли почти на 12,6%, или на 352 млрд рублей;
— имущественным налогам – на 12,1% или на 142 млрд рублей.
Михаил Владимирович отметил, что за вычетом внешних факторов, сформировавших прирост поступления ненефтегазовых налогов — это экономика и изменения законодательства, на долю налогового администрирования пришлось более 20%, или 407 млрд рублей.
«На протяжении последних пяти лет прирост за счет налогового администрирования стабильно находится на уровне 20-25%. Такая картина является свидетельством очищения экономики (деловой среды) от недобросовестной конкуренции. Теневой сектор и хозяйственная деятельность, находившиеся вне поля зрения государства, сокращаются. Компании, ранее не платившие налоги или применявшие агрессивные методы ухода от них, вынуждены перестраивать свою работу или уходить с рынка», — сказал Михаил Мишустин.
Он особо подчеркнул, что сокращение теневого сектора и исключение из рынка недобросовестных игроков ведёт к повышению эффективности экономики в целом, так как процесс конкурентной борьбы будет выстраиваться уже не на принципах агрессивной налоговой оптимизации (т.е. кто меньше уплатил налогов), а на принципах здоровой конкуренции, т.е. за счет наращивания производства, снижения издержек, снижения цен и повышения качества товара.
Тем не менее, Мишустин отметил, что фактор дополнительного источника поступлений за счет администрирования направленного на обеление экономики – это ресурс исчерпаемый. А значит, дальнейший рост поступлений в бюджет будет напрямую зависеть от развития экономики страны – повышения производительности труда, развития новых конкурентных секторов экономики и создания новых высокооплачиваемых рабочих мест.
Далее Михаил Владимирович подробно рассказал о том, как обстоят дела с поступлениями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В январе-ноябре 2018 года составили (по предварительным данным) 5,6 трлн рублей, что на 11,4%, или на 574 млрд рублей больше чем в соответствующем периоде 2017 года. В том числе страховых и других взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, – около 4,4 трлн рублей, или на 11,2% больше. Динамика поступлений превышает темпы роста заработной платы (110,4% за январь-октябрь 2018 года) на 1,0 и на 0,8 п.п. соответственно, что свидетельствует об их эффективном администрировании.
«По итогам 2018 года параметры доходов и по федеральному бюджету, и по бюджетам государственных внебюджетных фондов будут исполнены в полном объеме», — заявил глава ФНС России.
ПРО «ОБЕЛЕНИЕ» БИЗНЕСА
Как известно, одной из проблем российской экономики является наличие фиктивных компаний, которые используются, в том числе для осуществления противоправных деяний, незаконного обналичивания денежных средств и т.п. Однако, благодаря проведенной работе, число таких фирм-«однодневок» сокращается быстрыми темпами. По сравнению с 2015 годом уровень таких компаний снизился в шесть раз
Михаил Мишустин рассказал, что таких результатов удалось достичь благодаря принятию 30 марта 2015 года разработанного совместно с Минэкономразвития России, Минфином России и Минюстом России Федерального закона № 67-ФЗ. Основные положения его вступили в силу 1 января 2016 года. К ним введена процедура проверки достоверности сведений, как представляемых для включения в ЕГРЮЛ, так и содержащихся в данном реестре.
Также установлена возможность внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов. Такая запись может быть внесена в ЕГРЮЛ в отношении сведений об адресе, руководителе и (или) учредителе (участнике) юридического лица.
Кроме того, запись о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, вносится в государственный реестр также на основании заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений о нем.
Михаил Владимирович Мишустин рассказал, что в ходе работы налоговых органов установлена недостоверность сведений в отношении более чем 910 тыс. юридических лиц (в 2016 – 34 922, в 2017 – 544 426, в 2018 более 368 тыс.). В отношении указанных лиц в ЕГРЮЛ внесены записи о недостоверности. Территориальными налоговыми органами также на регулярной основе проводится работа по исключению организаций из ЕГРЮЛ.
В 2016-2017 годах из ЕГРЮЛ исключено свыше 1,2 млн недействующих юридических лиц (в 2016 – 655 895, в 2017 – 546 518). В 2018 году уже исключено около 500 тысяч организаций
Михаил Мишустин сообщил, что в ближайшее время Федеральная налоговая служба России планирует ввести риск-ориентированный подход для выявления фиктивных организаций. Такую возможность обеспечит налоговикам использование новых программных средств.
О КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
В своем докладе Мишустин рассказал о том, как в 2018 году Служба справилась с контрольной работой.
Михаил Владимирович подчеркнул: «Сегодня контрольная работа налоговых органов направлена на профилактику нарушений налогового законодательства, стимулирование налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств и отказу от применения незаконных налоговых схем. Рост качества мероприятий налогового контроля обеспечивается за счет проведения всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, в том числе с использованием автоматизированной системы контроля «НДС-2»».
Глава налогового ведомства подчеркнул, что число проверок год от года продолжает лишь снижаться. И это положительно сказывается на бизнесклимате. Лишнее «присутствие» не должно мешать предпринимателям В 2018 году проверками охвачены в среднем всего два налогоплательщика из 1000 (или 0,2%), а по субъектам малого предпринимательства – только один из 4000 (или 0,02%). И это минимальные показатели за всю современную историю.
Во многом таких результатов удалось достичь благодаря использованию технологий. Например, возможности автоматизированной системы контроля «НДС-2» позволяют прослеживать все цепочки движения товарных потоков между контрагентами, а также выявлять налоговые разрывы в декларациях по НДС. Контрольно-аналитическими подразделениями, созданными в структуре налоговых органов с июля 2017 года, проводится детальный анализ выявленных расхождений и устанавливается круг лиц, заинтересованных в получении необоснованной налоговой выгоды. Таким образом, приоритетным направлением при осуществлении налогового контроля является работа с фактическими выгодоприобретателями (организаторами схем).
Мишустин особо отметил, что в результате диалога между налоговыми органами и предпринимательским сообществом, а также совместной оценки налоговых рисков совершенствуются модели взаимодействия, что ведет к росту налоговых поступлений, добровольному уточнению налоговых обязательств и повышению уровня налоговой дисциплины.
Так, если за 9 месяцев 2016 года на долю поступлений в рамках добровольного уточнения налоговых обязательств приходилось всего 8% (14 млрд рублей) от общей суммы поступлений по результатам контрольно-аналитической работы, то уже за 9 месяцев 2018 года доля добровольно уточненных налоговых обязательств увеличилась в 3,1 раза и достигла 25% (56 млрд рублей).
О НАЛОГОВОМ МОНИТОРИНГЕ
Еще одна форма налогового контроля, которой Михаил Мишустин уделил особое внимание: «Дальнейшая цифровизация налогового контроля приводит к появлению новых форм налогового контроля, основанных на доверии. Среди них налоговый мониторинг, который ФНС России применяет с 2016 года».
По словам Мишустина, за три года бизнес успел оценить преимущества прозрачного оперативного взаимодействия с налоговыми органами. Количество участников налогового мониторинга выросло в шесть раз: с семи организаций в 2016 году до 44 организаций в 2019 году.
Это компании из различных сфер экономики:
нефтегазовой — организации группы Лукойл, группы Газпром, группы Роснефть, группы Новатэк, АО «СМП-НЕФТЕГАЗ»;
финансовой — АО Банк «Национальный Клиринговый Центр», ООО «Эйч-эс-би-си Банк (РР)», Банк ВТБ ПАО;
транспортной – ПАО «Аэрофлот», ОАО «РЖД», дочерняя компания группы «Норильский никель»;
металлургической — ПАО «Северсталь»;
электроэнергетики — ПАО «ИнтерРАО»;
производства и торговли — ООО «Юнилевер Русь», ООО «Руссоль», ООО «Комацу СНГ», ООО «ЯГУАР ЛЕНД РОВЕР», ГК «Ростех»;
оказания телекоммуникационных услуг – АО «Телекомпания НТВ», ООО «Гугл», ПАО «Мегафон», ПАО «МТС», ОАО «Санкт-Петербург Телеком», ООО «Т2 Мобайл»;
оказания профессиональных и консультационных услуг – филиал иностранной организации «Эрнст энд Янг».
Эти компании обеспечивают 12,25% налоговых поступлений в федеральный бюджет.
«Налоговый мониторинг — это замена традиционных налоговых проверок на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика. Задача налоговой службы — органично встроиться во внутренние бизнес-процессы организации и стать практически незаметной для налогоплательщика», — рассказал Мишустин.
Доступ к данным системы бухгалтерского и налогового учета позволяет инкорпорировать риск-ориентированный подход до транзакционного уровня и проверять только те операции, которые содержат элементы риска.
«Для автоматизации данного процесса Служба сейчас разрабатывает новый инструмент – стандартный файл налогового аудита, который позволит автоматически запускать все необходимые проверки в учетной системе организации. При этом за несколько секунд в режиме реального времени будет выполнена полная сверка данных бухгалтерского и налогового учета, проверены наличие документов-оснований для отражения каждой операции в учете, непрерывность и хронологическая последовательность всех транзакций», сказал глава ФНС России.
Сроки налогового контроля в налоговом мониторинге сокращаются в четыре раза.
Это возможно благодаря особому инструменту налогового мониторинга – мотивированному мнению. Мотивированное мнение или другими словами налоговый рулинг – это позиция налогового органа о правильности налогообложения конкретной сделки или операции налогоплательщика. Мотивированное мнение – единственный инструмент, который освобождает налогоплательщика от пеней и штрафов. За три года налоговыми органами уже выпущено 29 мотивированных мнений.
Совокупная сумма налога по урегулированным налоговым позициям составила более 23 млрд рублей.
Также Мишустин отметил, возможно, в скором времени налоговый мониторинг, который сейчас могут использовать только крупнейшие компании-налогоплательщики, станет доступен для среднего бизнеса.
О ДОСУДЕБНОМ УРЕГУЛИРОВАНИИ И ПРАВОВОЙ РАБОТЕ
Подводя итоги уходящего года по досудебному урегулированию, Михаил Мишустин рассказал о том, что за 9 месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года количество поступивших жалоб по налоговым спорам снизилось на 14,7%.
Соотношение сумм удовлетворенных требований заявителей к оспариваемым суммам по жалобам снизилось на 6,4 процентных пунктов (за 9 месяцев 2017 года данное соотношение составило 16,7%, за 9 месяцев 2018 года – 10,3%).
При этом, по словам Мишустина, количество рассмотренных жалоб на решения по налоговым проверкам по сравнению с 9 месяцами 2017 года снизилось на 18,2%, в том числе на результаты выездных налоговых проверок — на 21,3%. Процент удовлетворенных жалоб на решения по налоговым проверкам за 9 месяцев 2018 года составил 37,4% (на решения по выездным налоговым проверкам — 37,2%).
В результате повышения качества досудебного урегулирования споров снизилось количество обращений заявителей в суды после их досудебного рассмотрения в вышестоящих налоговых органах. Так, за 9 месяцев 2018 года количество вынесенных судами 1 инстанции решений по заявлениям (искам) налогоплательщиков по налоговым спорам, прошедшим досудебное урегулирование, уменьшилось на 6,4% по сравнению с 9 месяцами 2017 года.
О ККТ И УСН-ОНЛАЙН
Большое внимание ФНС России продолжает уделять кассовой реформе. Этот проект вызывает большой интерес у иностранных коллег. Мишустин рассказал, что Служба успешно реализовала основной этап реформы онлайн-касс, по результатам которой более 856 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в торговле и общественном питании, подключили к системе 2,3 млн. онлайн-касс, что в 2 раза превышает дореформенный парк. В сутки пробивается 120 млн. чеков на сумму 70 млрд. рублей. Средняя выручка на одну кассу увеличилась в 2 раза по сравнению с дореформенным уровнем, а розничная торговля в 2017 году демонстрирует рост НДС на 38% по сравнению с предыдущим годом.
Михаил Владимирович акцентировал внимание на том, что использование кассовой техники нового поколения ведет к снижению административной нагрузки на бизнес. Так количество проведенных проверок применения контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки по итогам 2017 года снизилось в 2 раза по сравнению с 2016 годом. В 2018 году обеспечено дальнейшее снижение количества проверок: в 1 полугодии текущего года проведено менее 11 тысяч проверок, что в 4,5 раза ниже аналогичного периода прошлого года.
Кроме того, по состоянию на 14.12.2018:
в реестр экспертных организаций включены сведения о 8 экспертных организациях;
выданы разрешения на обработку фискальных данных 19 организациям;
в реестре ККТ содержатся сведения о 165 моделях ККТ, произведенных 56 производителями ККТ;
в реестр фискальных накопителей включены сведения о 18 моделях фискальных накопителей;
пользователями ККТ применяется более 2354 тыс. единиц ККТ.
«Онлайн-кассы позволили перейти на более качественный уровень налогового администрирования и снизить нагрузку на налогоплательщиков», сказал Мишустин.
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА
Руководитель Федеральной налоговой службы рассказал о том, как обстоят дела с налогообложением имущества, какие в этой области появились нововведения, и к каким результатам по итогам 11 месяцев пришла ФНС России.
«В 2018 году мы направили 68,7 млн уведомлений на уплату налогов на имущество, их которых 14,3 млн размещено в личном кабинете налогоплательщика. По состоянию на 07.12.2018 поступило 205,9 млрд рублей имущественных налогов физлиц с учетом результатов работы по взысканию налоговой задолженности. Из них онлайн оплачено 48,4 млрд рублей, общее количество операций 23,5 млн», — подчеркнул Михаил Мишустин.
При этом впервые:
— 12,8 млн налогоплательщикам предоставлен налоговый вычет по земельному налогу за шесть соток (реализован Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ);
— для 18,8 млн налогоплательщиков в 28 регионах расчёт проведен с коэффициентом 10-процентного ограничения роста налога (Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ);
— 1,6 млн объектов недвижимости дополнительно привлечены к налогообложению за счет применения в 63 регионах порядка исчисления налога на имущество исходя из кадастровой стоимости (в 14 регионах указанный порядок применен впервые).
«Кроме того, с текущего, 2018 года введен новый упрощенный порядок подтверждения права на льготы. Теперь не граждане представляют подтверждающие документы-основания, а на основании Федерального закона от 30.09.2017 № 286-ФЗ, налоговые органы самостоятельно получают такие документы в рамках межведомственного информационного взаимодействия», — рассказал руководитель налогового ведомства страны.
«И еще одно важное нововведение уходящего 2018 года: теперь если налоговый агент не удержал НДФЛ, о чем сообщил налоговым органам, то налогоплательщику больше не нужно самому заполнять и отправлять декларацию. Налоговые органы сами рассчитают налог и впишут сумму в налоговое уведомление. Например, вы выиграли телефон, организатор конкурса не удержал НДФЛ, и сообщил в налоговую. Тогда мы сами посчитаем и отправим вам сумму, которую нужно оплатить вместе с налогами на имущество», — рассказал Михаил Мишустин. Он подчеркнул, что благодаря подобной практике, в этом году 900 тысяч налогоплательщиков фактически освободились от заполнения деклараций и получили уже готовую сумму для уплаты в налоговом уведомлении.
О ТОМ, ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В 2019 ГОДУ
Михаил Мишустин рассказал также о том, какие изменения принесет 2019 год. С 1 января отменяется налог на любое движимое имущество (кроме транспортных средств) для налогоплательщиков-организаций. Для этой же категории отменяется обязанность представления налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам с одновременным введением в Налоговый кодекс упрощенных процедур камерального контроля по этим налогам. Кроме того, если организация состоит на учете в нескольких налоговых инспекциях в пределах региона, то сможет сдавать единую налоговую отчетность по налогу на имущество организаций по экстерриториальному принципу в один выбранный налогоплательщиком налоговый орган.
Также, для удобства граждан, с 2019 года, можно представлять документы, которые используются для налогообложении имущества (включая заявления о налоговых льготах, сообщения об объектах, заявления о получении налоговых уведомлений), через многофункциональные центры государственных и муниципальных услуг.