Люксембург: права налогоплательщиков при обмене информацией восстановлены
Налогоплательщики все чаще сталкиваются с распоряжениями налогового органа Люксембурга о предоставлении информации под угрозой штрафа в размере до 250 000 евро (так называемое «décision d’injonction »). Часто требуется полное раскрытие конфиденциальных документов, таких как протокол заседания, трудовые договоры или банковские выписки.
Как правило, такой обмен информацией запрашивается иностранными налоговыми органами для их налоговой администрации (например, в ходе зарубежных налоговых проверок) и налогового контроля (например, для трансграничного взыскания налоговых претензий). Люксембург обязан выполнять эти информационные запросы в соответствии с международными рамками административного сотрудничества.
Теперь поправка к закону восстанавливает право налогоплательщиков Люксембурга защищать себя от этих информационных приказов.
В 2013 году Люксембург подвергся критике со стороны своих коллег из Глобального форума по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения за то, что он не участвовал в эффективном обмене информацией в соответствии с международными стандартами.
Одним из этих стандартов является стандарт «предсказуемой релевантности», который должен обеспечивать обмен информацией в максимально возможной степени и в то же время предотвращать участие налоговых органов в «рыболовных экспедициях» (т.е. спекулятивных запросах). Люксембургские суды разработали строгое толкование стандарта предполагаемой значимости и неоднократно отменяли некоторые информационные распоряжения налогового органа Люксембурга.
В 2014 году законодательная база была адаптирована. Отменив право налогоплательщиков предъявлять претензии в отношении информационных приказов, Люксембург ускорил процедуру обмена информацией по запросу. В результате в результате экспертной оценки Глобального форума был получен рейтинг «В значительной степени соответствует».
В 2017 году Суд Европейского Союза восстановил право налогоплательщика на подачу иска против информационных приказов. В своем предварительном постановлении по делу Инвестиционного фонда Берлиоза (C-682/15) суд толковал как Хартию основных прав Европейского союза, так и Директиву 2011/16 / ЕС об административном сотрудничестве в пользу налогоплательщиков.
Новый процесс обмена информацией по запросу
Существуют различные способы обмена информацией между органами власти: автоматический обмен (например, информацией о финансовом счете, налоговых постановлениях и трансграничных соглашениях), самопроизвольный обмен (информацией, полученной в ходе проверки дел налогоплательщика) и по запросу(предоставление информации о конкретном случае запрашивающему государству).
Чтобы выполнить постановление Берлиоза, Люксембург должен был изменить закон об обмене информацией по запросу.
Во-первых, новый закон обязывает налоговый орган Люксембурга более подробно рассматривать запросы на информацию. Во-вторых, новый закон восстанавливает право налогоплательщика подавать иск против информационных приказов, тем самым добиваясь судебного пересмотра соответствующего запроса.
Административный анализ запроса информации
В качестве первого шага налоговый орган Люксембурга должен кратко проверить, соответствует ли запрос информации от иностранного органа формальным требованиям (таким как правовая основа и сроки). Для обмена информацией в пределах ЕС стандартная форма включает как минимум личность налогоплательщика, в отношении которого проводится расследование, и цель налогообложения, для которой запрашивается информация.
На втором этапе налоговый орган Люксембурга должен убедиться, что информация, запрашиваемая иностранным органом, не лишена предсказуемой значимости для конкретного случая. Например, в деле Берлиоза оспаривалось, что личность акционеров и данные об их доле участия в Люксембургской материнской компании (держателе информации), по-видимому, имели отношение к оценке французскими властями налога на дивиденды, выплачиваемые французской дочерней компанией. (налогоплательщик под следствием).
Если орган власти Люксембурга не располагает всей информацией в своих налоговых документах, он должен провести административные расследования, необходимые для получения этой информации.
Информационный порядок
На практике административный запрос принимает форму информационных распоряжений, направленных налоговым органом Люксембурга заказным письмом лицу, которое предположительно владеет информацией.
Информационные заказы могут быть отправлены субъектам Люксембурга, связанным с исследуемым налогоплательщиком, финансовым учреждениям, в которых налогоплательщик имеет счета, или инвестиционным фондам, в которых налогоплательщик владеет единицами. В некоторых случаях информационные заказы также направляются другим третьим сторонам, предоставляющим домицилирующие, бухгалтерские или корпоративные услуги налогоплательщику, в отношении которого проводится расследование.
Если иностранный орган требует, чтобы налогоплательщик не был проинформирован, налоговый орган Люксембурга запретит держателю информации, его директорам и сотрудникам раскрывать существование и содержание информационного приказа налогоплательщику или третьим лицам. Каждое правонарушение против этого правила «без предупреждения» может облагаться штрафом в размере до 250 000 евро.
Владелец информации обязан предоставить запрашиваемую информацию полностью, точно и без изменений, в течение одного месяца с момента уведомления о заказе информации. Любое несоблюдение может привести к штрафу в размере до 250 000 евро.
Судебный контроль
Владелец информации может инициировать ускоренную судебную тяжбу, чтобы обжаловать эти штрафы, наложенные налоговым органом Люксембурга.
Поправка к закону теперь возвращает процессуальное право владельцу информации подать иск в суды Люксембурга против информационных постановлений. Любое исковое заявление должно быть подано в течение одного месяца с момента уведомления о порядке заказа.
Претензия автоматически приостанавливает выполнение заказа, так что владелец информации не обязан предоставлять информацию, пока дело не будет решено в суде.
Рассмотрение суда ограничивается проверкой того, явно ли запрашиваемая информация не имеет предсказуемой значимости для целей налогообложения, указанных иностранным органом. Эта налоговая цель должна быть раскрыта во время ускоренного судебного разбирательства властями в их заявлении о защите. Учитывая, что каждая сторона может первоначально подать только одно заявление, суд может распорядиться о представлении дополнительных заявлений.
Суд должен вынести свое решение в течение одного месяца с момента подачи последнего заявления. Как правило, это может быть в течение третьего месяца после подачи претензии.
Комментарий КПМГ в Люксембурге
Растущие потоки информации между странами, несомненно, дают преимущества. Это помогает налоговым органам лучше бороться с уклонением от уплаты налогов и налоговым мошенничеством, а также позволяет им лучше оценивать причитающиеся налоги.
Однако риски для налогоплательщиков разнообразны: налоговая информация может представлять собой личные данные или секретную информацию (коммерческие, деловые, профессиональные или иные секреты). Будет ли обмен адекватным и пропорциональным по количеству? Является ли информация правильной и полной? Как власти будут интерпретировать и использовать эту информацию (для и) против налогоплательщика? Наконец, этот процесс может привести к увеличению количества налоговых споров.
В большинстве случаев налогоплательщики останутся в неведении об обмене информацией. Налоговый орган Люксембурга не проинформирует заинтересованного налогоплательщика по запросу. Здесь поправка к закону упустила возможность усилить защиту прав налогоплательщиков. Уведомление резидента или национального налогоплательщика может предотвратить недоразумения и способствовать обмену (поощряя налогоплательщиков к сотрудничеству).
Кроме того, налогоплательщики, находящиеся под следствием и заинтересованные в запросе информации, даже если они являются резидентами или гражданами Люксембурга, не имеют процессуального права на подачу иска. Законодатель Люксембурга обеспокоен тем, что такое процессуальное право неоправданно замедлит обмен информацией. Это спорно.
Наконец, гарантии прав налогоплательщиков Люксембурга распределены по нескольким правовым областям и по различным уровням правовой иерархии. Зачастую юридическое толкование оставляется исключительно на усмотрение судебных решений, таких как толкование предсказуемого критерия.
Компании, сталкивающиеся с такими информационными заказами, и налогоплательщики, заинтересованные в соответствующих информационных запросах, должны защищать свои права.