ЕНВД доживает «последние дни»

ЕНВД — система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход — это один из действующих в РФ специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 18 НК РФ). Суть данной системы налогообложения заключается в том, что при исчислении и уплате ЕНВД налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ (абз. 2 ст. 346.27, ст. 346.29 НК РФ). При этом размер реально полученного ими дохода значения не имеет. В последнее время режим ЕНВД все чаще используется для ухода от налогов.

По мнению правительства цифровые технологии уже похоронили ЕНВД

СамозанятыеРежим «Единый налог на вмененный доход» (ЕНВД) прекратит действовать с начала 2021 года. Как сообщается, в Правительстве не намерены обсуждать идею о его продлении до 2024 года, с которой выступил бизнес-омбудсмен Борис Титов.

В Министерстве финансов и ФНС России считают, что реальная налоговая нагрузка по данному налоговому режиму составляет сейчас менее 1% выручки. Также в Минфине говорят, что режим используется в основном для налоговой «оптимизации налогов» и остается последней «брешью» в системе налогообложения.

В этом вопросе с Министерством финансов солгласны и в Государственной думе, бизнес-объединения поддерживают данную позицию: они согласны с тем, что от ЕНВД пора отказаться. В 2020 году Минфин подготовит подробные объяснения по переходу налогоплательщиков, использующих ЕНВД, на современные «цифровые» режимы.

В отзыве на инициативу уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова, Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов заявил, что Белый дом готовит разъяснения порядка перевода индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на другие налоговые режимы. В разъяснениях будет подробно описано, каким образом закрывать соответствующий режим, как открывать новые предприятия, с тем чтобы бизнес, работающий в этом формате, совершил комфортный переход и не столкнулся с какими-либо неожиданностями при отмене режима.

Понятно, почему отмена ЕНВД требует столь тщательной подготовки: режим «Единый налог на вмененный доход» — второй по популярности спецрежим уплаты налогов после упрощенной системы налогообложения (УСН). Сейчас его используют 200 тысяч юридических лиц, а также около 1,8 миллиона ИП. Вместе это 36% от всех предпринимателей использующих спецрежимы. В Минфине считают, что поскольку налог уплачивается в местные бюджеты, это делает его близким по своей «природе» к патентной системе налогообложения. Поэтому, по оценкам Федеральной налоговой службы России, именно на нее с 2021 года перейдет большая часть этих налогоплательщиков.

По поручению Министерства финансов, Федеральная налоговая служба представила статистику использования спецрежимов, из которой очевидна причина позиции Белого дома по инициативе Бориса Титова. Представленные ФНС данные однозначно свидетельствуют о том, что ЕНВД остался последней «брешью» в Налоговом кодексе, которая позволяет массовый уход от налогов.

Данные ФНС России

Как следует из статистики, в 2018 году общий вмененный доход по ЕНВД составил 904,2 млрд руб., увеличившись с 2017 года на 1,3%,— при этом налоговые сборы по нему составили 64,5 млрд руб., что на 8,7% меньше прошлого года. С 2014 года снизились и номинальная сумма вмененного дохода по ЕНВД (на 0,3%), и сборы (на 16%), и число плательщиков (на 4,8%). При этом поступления от УСН (при практически том же числе плательщиков — 2,2 млн) выросли в 2018 году на 4,5%, сумма уплаченного налога больше в семь раз, чем налоги с ЕНВД (422 млрд руб.), а выручка составила 17 трлн руб.

Таким образом складывается ситуация, когда один и тот же малый и средний бизнес в одном режиме (ЕНВД) снижает налоговые платежи, а в другом (УСН) их повышает. Налоговики трактуют это однозначно: речь идет об использовании ЕНВД для «генерации ненаблюдаемых доходов».

Руководитель Федеральной налоговой службы России Михаил Владимирович Мишустин прокомментировал положение с учетом данных, полученных в результате внедрения ККТ нового поколения: «Анализ выручки по ЕНВД после введения онлайн-касс (с 1 июля 2019 года работающие в таком режиме могут не использовать ККТ, если не имеют наемных работников) показал, что «средняя ставка налога для них составляет 0,81%» — средний размер вмененного дохода плательщика ЕНВД составляет 450 тыс. руб. в год, средняя выручка по онлайн-ККТ — более 12 млн руб. в год». Далее Мишустин добавил: «Для большинства малых предпринимателей переход на другой налоговый режим не повысит налоговую нагрузку, а в некоторых случаях может и снизить ее». Также, с учетом опыта ФНС России в сфере маркировки меховых изделий продемонстрировал активное использование ЕНВД для организации оборота контрафакта и занижения таможенной стоимости импорта. Часто использовалось дробление бизнеса для формального соответствия условиям ЕНВД (до 100 занятых), что позволяло, в отдельных случаях, создавать группы компаний с продажами в 1,7 млрд руб. в год с эффективной ставкой налога в 0,1% оборота. Вряд ли такую ситуацию можно назвать справедливой, способствующей здоровой конкуренции в бизнесе.

Госдума за отмену ЕНВД

Позицию Госдумы по вопросу продления существования ЕНВД озвучил глава бюджетно-налогового комитета и фактический соавтор Налогового кодекса Андрей Макаров. Он объяснил позицию несогласия с продлением данного налогового режима следующим образом: «Дискуссия, которую сегодня пытаются развернуть по поводу сохранения ЕНВД, лишена всякого смысла, поскольку создавался режим, как временный при отсутствии возможности у правительства контролировать уплату налогов в малом бизнесе. Цифровизация, которую провела ФНС России, исправила ситуацию. Модернизация режима бессмысленна, и сейчас он, по сути, является «антицифровым»». Режим, по словам самого влиятельного в парламенте специалиста по налоговой системе, обречен. Предпринимательские объединения ЕНВД, аналоги которого остаются лишь в нескольких юрисдикциях, поддерживать не готовы. Так, президент «Опоры России» Александр Калинин назвал продление режима «неоправданным».. Что же касается набора мер, которые анонсировало правительство на переходный период с 2021 года, бизнес он устраивает.

Мировая практика

Глава Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин прокомментировал ситуацию следующим образом: «ЕНВД — это несовременная форма налогообложения, которая не соответствует реальным вызовам, и отказ от этого налогового режима соответствует международным подходам, когда налоги платятся с выручки. Если мы посмотрим на международную практику, то мы не найдем даже аналогов налога на вмененный доход у ведущих стран мира с развитой рыночной экономикой. Ни в Китае, ни в США и Японии, ни в странах Европейского союза, ни в Новой Зеландии ничего подобного не существует. В ряде развивающихся стран подобные налоги уже отменены или будут упразднены в ближайшее время. Похожие режимы остались лишь во Вьетнаме, Зимбабве, Кении, Колумбии, Коста-Рике, Сальвадоре и некоторых развивающихся странах, в том числе низконалоговых юрисдикциях, и то применяются в основном к компаниям с незначительной или нулевой прибылью».

Михаил Мишустин уверен, что цифровизация и внедрение современных технологий позволяют сделать экономику более прозрачной: «Благодаря онлайн-ККТ мы увидели реальные расчеты бизнеса.

Анализ выручки плательщиков ЕНВД показал, что средняя ставка налога составляет 0,81%. Средний размер вмененного дохода плательщика ЕНВД составляет 450 тыс. руб. в год, а средняя выручка, по данным онлайн-ККТ,— более 12 млн руб. в год, то есть в 27 раз больше среднего вмененного дохода. А если мы посмотрим на предпринимателей, которые действительно являются малыми, с небольшими оборотами, на которых и был ориентирован ЕНВД, то их налоговая нагрузка значительно выше, так как налог платится с вмененного дохода (и не привязан к фактической прибыли)». Также глава ФНС убежден, что для большинства малых предпринимателей переход на другой налоговый режим не повысит налоговую нагрузку, а в некоторых случаях может снизить ее. При этом компании, которые сейчас пользуются ЕНВД для занижения своих налоговых обязательств, будут уплачивать налоги в бюджет в полном объеме, что в свою очередь сделает конкуренцию более честной. «Напомню, что эти деньги поступают в региональные и местные бюджеты (УСН и НПД — в региональные бюджеты, патент — в муниципалитеты), а значит, идут на благоустройство территорий, на развитие бизнеса, а также на социальные нужды: больницы, школы, детские сады», добавил Мишустин.

Мнение главы комитете Госдумы по бюджету и налоговой политике

Глава комитета Госдумы по бюджету и налоговой политике Андрей Макаров уверен, что, по сути, наличие ЕНВД — это признание бессилия государства в контроле над уплатой налогов.

Макаров высказал следующее суждение: «Дискуссия, которую сегодня пытаются развернуть по поводу сохранения ЕНВД, лишена всякого смысла, если мы говорим о налоговом законодательстве и налоговой политике. Достаточно вспомнить, для чего создавался этот налог. ЕНВД создавался, когда контроль над уплатой налогов стоил дороже суммы этих налогов». По словам главы думского комитета, тогда, в той сложной экономической ситуаци, у государства просто не было выбора. Государство не могло контролировать уплату налогов. Но современная ситуация в этой сфере разительно отличается от прежней. То, с чем государству было сложно справиться в то время, сейчас ему под силу. «Именно с учетом реалий, которые были у государства и бизнеса, вводя ЕНВД, мы пренебрегли экономической сущностью налогового режима. Это не совсем справедливо, когда платишь налоги с дохода, который вменяется тебе государством. Ты можешь получить этот доход, можешь получить гораздо больший доход, можешь не получить его вовсе, при этом все равно заплатишь налог с вмененного дохода. Если говорить об экономической сущности, то ЕНВД не имеет права на существование», — сказал Андрей Макаров.

На данном этапе стало совершенно очевидным, что за прошедшие годы изменились и налоговая система, и подходы к налоговому администрированию. И если налоговая система трансформировалась с точки зрения упрощения, повышения эффективности и применения цифровых технологий, то ЕНВД тянул в другую сторону. В связи с этим неудивительно, что его сделали неким инструментом, позволяющим «прикрывать» уход от налогообложения. Характерный пример – запуск системы маркировки товаров из натурального меха, которая была внедрена в стране несколько лет назад. Благодаря ей быстро выявилось большое количество таких злоупотреблений. Налоговые и таможенные платежи уплачивались с заведомо заниженной стоимости. И не стоит думать, что потребитель при этом мог рассчитывать на более низкие ценники в магазинах — далее через цепочку аффилированных лиц конечная цена накручивалась до 5000%. И этот доход оседал у плательщика ЕНВД, соответственно, не облагаясь налогом. И это не единственный пример. Таких примеров, к сожалению, очень много.

Далее Макаров объяснил свою позицию относительно мнения, что ЕНВД можно как-либо изменить: «Многие могут задаться вопросом: может, стоит изменить ЕНВД, чтобы он стал невыгодным для оптимизации? Я уверен, что это абсолютно бесперспективно. Модернизация налога, который создавался под другую технологическую систему, бессмысленна. Сейчас совершенно другая технологическая база, которая позволяет не тратить деньги и время на бухгалтеров, сдачу отчетности, на общение с налоговой службой. В современной налоговой системе множество режимов, которые обеспечивают комфортные режимы налогообложения для малых предпринимателей, такие как УСН, патент и НПД.

Я убежден, что необходимо расширять патент. Также надеюсь, что в будущем мы распространим эксперимент по налогу на профессиональный доход на всю страну. Эти налоговые режимы обеспечивают безболезненный переход именно добросовестным налогоплательщикам, а не тем, кто сейчас пользуется ЕНВД для налоговой оптимизации. Отдельно хочу подчеркнуть, что никто не предлагает отменить ЕНВД. Изначально были установлены сроки действия ЕНВД. Их неоднократно продлевали, потому что понимали, что бизнес не может безболезненно перейти на другие режимы. Теперь это возможно. Для этого созданы все условия».

«Опора России» подчеркивает необходимость комфортной отмены ЕНВД

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» — российское общественное объединение, включающее около 450 тысяч предпринимателей, которые создают более 5 миллионов рабочих мест, объединяющее более 100 отраслевых союзов, ассоциаций и гильдий. Отделения организации действуют в 85 регионах РФ, также создано 20 представителей в 26 странах мира. Президент этой организации Александр Калинин также высказал мнение по данному вопросу.

«ЕНВД был задуман как временная мера и продлевался уже два раза. Причем последнее продление было сделано по просьбе «Опоры России» в 2016 году, когда бизнес переживал период турбулентности. В настоящее время считаю продление ЕНВД неоправданной мерой.

ЕНВД задумывался, в том числе и как мера поддержки развития и обеления. В начале 2000-х годов режим полностью справился с данной задачей. К сожалению, сейчас практика показывает, что часто ЕНВД используется со злоупотреблениями крупными предприятиями, которые мимикрируют под малый бизнес и используют режим для минимизации налоговой нагрузки и получения конкурентных преимуществ.

В свою очередь, иные специальные налоговые режимы за последние годы претерпели значительные модификации и стали существенно удобнее для перехода. Кроме того, ЕНВД применяется в большей степени индивидуальными предпринимателями (более 2 млн плательщиков, из которых 1,8 млн индивидуальных предпринимателей), которые комфортно перейдут на патентную систему налогообложения».

Тем не менее, Калинин подчеркнул необходимость комфортной для предпринимателей отмены ЕНВД и перехода на другие налоговые режимы: «Отмечаю, что для полной отмены ЕНВД необходимо реализовать ряд мер, которые ранее были анонсированы правительством РФ и помогут максимально нивелировать негативный эффект.

Во-первых, необходимо создание акселерационных налоговых мер, которые были анонсированы еще в прошлом году. Данные меры позволят ускорить рост малых компаний и стабилизировать их состояние. Во-вторых, для компаний-«газелей» в приоритетных отраслях, таких как туризм, целесообразно предусмотреть снижение ставки НДС, это позволит поддержать производство и реализацию товаров, работ, услуг в важнейших сферах. В-третьих, максимальное снижение количества отчетности при применении УСН, в настоящее время ФНС России работает над внедрением отдельных элементов упрощения, но мы считаем, что необходимо подойти более комплексно и при участии всех органов власти, в которые направляются отчеты при применении УСН. В-четвертых, в связи с отменой ЕНВД предусмотреть передачу доходов полученных от УСН в местные бюджеты, что позволит сгладить эффект от потери доходов от ЕНВД, которые составили более 135 млрд руб. в 2018 году в целом по России. И последнее, необходимо распространить налог на профессиональный доход на все субъекты Российской Федерации.

Кроме того, основное, считаю важным вовремя проинформировать предпринимателей, отвечать на все вопросы, объяснять, как и на какие режимы перейти, чтобы для них эти изменения не стали неожиданностью».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *