Елена Тарасова: факт подачи уточненных деклараций не является определяющим в споре о назначении выездной проверки

«Налогоплательщик может быть не согласен с проведением выездной налоговой проверки, считая, что факт подачи им уточненных деклараций недостаточен для ее назначения. В таком случае при рассмотрении его жалобы на оценку правомерности действий инспекции оказывает влияние результат уточнений», — рассказала журналу «Налоговая политика и практика» заместитель начальника Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Елена Тарасова. 

Возможность внести изменения в налоговую декларацию предусмотрена положениями ст. 81 НК РФ. Когда налогоплательщик подает уточненную декларацию, инспекция обязана ее проверить. Надо помнить, что Налоговый кодекс не содержит положений об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации, а также о неисполнении требования налогового органа по мотиву представления уточненной декларации. Налоговые органы оценивают содержание уточненной декларации, обращая внимание не только на итоговые, но и на иные измененные показатели, которые формируют налоговую базу и влияют на сумму налога. 

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета). 

«Если по сравнению с первичной в уточненной декларации показатели существенно уменьшились, то это само по себе не может свидетельствовать о необходимости проведения выездной или повторной выездной проверки», — сообщила Елена Тарасова. Однако если налогоплательщик с помощью уточнения уменьшил сумму налога за период, по которому ранее была проведена выездная проверка, ему может быть назначена повторная выездная проверка. 

Представитель Федеральной налоговой службы России также рассказала о позиции Налоговой службы в спорах о привлечении налогоплательщика к ответственности за непредставление документов по требованию вне рамок проведения камеральной проверки. Она отметила, что инспекция согласно ст. 93.1 НК РФ имеет право истребовать их вне рамок проверки. Например, когда лицо является контрагентом проверяемого налогоплательщика. Такое требование следует исполнить: необходимо представить документы или сообщить о факте и причине их отсутствия, либо уведомить, что они уже подавались ранее. Непредставление истребуемых документов в установленные сроки является налоговым правонарушением. 

Подробнее с этими и другими вопросами досудебного урегулирования споров, о которых рассказала заместитель начальника Управления досудебного урегулирования налоговых споров Елена Тарасова, можно ознакомиться в декабрьском номене журнале «Налоговая политика и практика» за 2018 год. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *