Эффективное налоговое администрирование: современный этап
В декабре 2015 года в Послании Федеральному собранию Президент России В. В. Путин сформулировал поручение по формированию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и иных фискальных платежей. Создание этой системы позволит государству обеспечить поступление доходов в бюджет, не прибегая к повышению налоговой нагрузки на граждан и бизнес.
Основные итоги
Вначале хотелось бы коротко остановиться на основных результатах работы Федеральной налоговой службы. Главный из них заключается в том, что даже в непростых экономических условиях сохраняется положительный тренд поступления налогов и сборов. В частности, в консолидированный бюджет Российской Федерации за девять месяцев текущего года поступило 10,5 триллиона рублей, что на 1% выше со-ответствующего периода 2015 года. Конечно, отрицательное влияние на динамику поступлений оказывает налог на добычу полезных ископаемых и его сокращение на 15,6% вследствие падения цены на нефть. Без учета нефтегазовых доходов поступления в консолидированный бюджет выросли на 6,2%. Причем это происходит в условиях, когда основные макроэкономические показатели снижаются. Напомню, что объем ВВП в первом полугодии сократился на 0,9%, инвестиции — на 4,3%, оборот розничной торговли — на 5,7%.
В целом за последние пять лет налоговые поступления в реальном выражении (с учетом инфляции) выросли на 16%. По темпам роста они опережали на десять процентных пунктов рост ВВП, который за этот период вырос на 6%.
Необходимо подчеркнуть, что налоговая служба не обладает инструментами прямого влияния на налоговую политику, занимаясь в первую очередь администрированием. Ее основным функционалом является контроль за соблюдением налогового законодательства, поэтому именно контрольную работу необходимо рассматривать как один из основных факторов повышения эффективности администрирования доходов.
В целом по результатам налоговых проверок за восемь месяцев 2016 года в бюджет поступило 143 миллиарда рублей, что на 19% больше аналогичного периода 2015 года. И в этих условиях количество проверок неуклонно снижается. В частности, за восемь месяцев оно снизилось на 10%, а взыскание с одной проверки выросло в 1,3 раза (до 6,5 миллиона рублей). Иными словами, ни одна проверка не проходит без начислений.
Мы стали гораздо меньше проверять, но знаем, куда приходить, поскольку вся работа основана на риск-ориентированном подходе.
Добавлю, что количество споров с бизнесом за девять месяцев снизилось на 20%, а количество судебных дел уменьшилось в три раза. При этом значительная доля споров решается в пользу бюджета — порядка 80%.
Одним из основных факторов роста налоговых поступлений в условиях снижения ВВП стало повышение эффективности налогового администрирования за счет внедрения новых технологий. Работа системы АСК НДС (автоматизированной системы контроля за возмещением налога на добавленную стоимость) позволила в девять раз снизить количество случаев заявления о возмещении налога на добавленную стоимость высокорисковыми организациями. В результате направления автоматических требований о предоставлении пояснений свыше 9 тысяч налогоплательщиков за этот период уточнили свои налоговые обязательства. Мы стараемся минимизировать контрольные мероприятия, при этом расширяя сервисные каналы, для того чтобы было понятно, каковы критерии риска и каким образом мы подходим к проверкам.
Налоговая служба ведет большое количество отраслевых проектов, которые заключаются в мониторинге прозрачности отраслей — ИТ-дистрибуции, ювелирной отрасли, алкогольного рынка.
В частности, анализ налоговых обязательств, заявленных налогоплательщиками, входящими в состав пяти крупнейших ИТ-дистрибьюторов, свидетельствует о росте налоговых платежей более чем в 2,7 раза. Кроме того, в результате отказа от серых схем импорта таможенные платежи выросли в четыре раза — с 7,8 миллиарда рублей до 31,6 миллиарда.
Серьезная работа проводится по легализации теневого рынка алкогольной продукции. Мы обеспечиваем информационную интеграцию с Росалкогольрегулированием в рамках синхронизации данных ЕГАИС по производству и обороту алкогольной продукции с данными налоговых деклараций по акцизам. Тем самым мы стремимся оперативно контролировать соответствие задекларированных объемов алкогольной продукции и уплаты акциза. За последние пять месяцев налоговая служба совместно с правоохранительными органами про¬вела целый ряд контрольных мероприятий и пресекла масштабную схему уклонения от уплаты налогов, не допустив ее распространения на другие субъекты РФ. Итогом всей этой работы стал рост поступлений акцизов на крепкую алкогольную продукцию — за девять месяцев он составил 123,4%.
Новые задачи налоговой службы
Работа в части создания единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей ведется по нескольким направлениям. Первое из них — углубление межведомственного информацией при проведении контрольных мероприятий. Эффект очевиден уже сегодня: в первом полугодии 2016 года по результатам налоговых проверок с использованием информации таможенных органов было доначислено 60 миллиардов рублей, что на 37 миллиардов больше, чем за аналогичный период 2015 года.
Второе направление — определение основных векторов создания единой информационной системы контроля в части смежных процессов налогового и таможенного администрирования. Предварительно определены 80 смежных бизнес-процессов налогового и таможенного администрирования, проведено их подробное описание и анализ. В итоге будет создан интегрированный информационный ресурс налоговой и таможенной информации об участниках внешнеэкономической деятельности с оценкой их благонадежности по налоговым и таможенным рискам. В дальнейшем модули налоговых и таможенных рисков будут интегрированы в автоматизированную систему АСК НДС, что позволит контролировать реальную таможенную стоимость товара и уплату налогов и таможенных пошлин с момента импорта до розничной реализации.
Третье направление нашей работы заключается в выстраивании системы прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС.
В 2016 году мы реализовали пилотный проект по введению маркировки изделий из меха. Цели проекта — противодействие нелегальному ввозу товаров, производству контрафакта и так далее. Первые результаты таковы: по данным системы маркировки, розничная продажа меховых изделий в 2,5 раза превысила показатели маркетинговых исследований за аналогичный период прошлого года. С начала реализации пилотного проекта 20% участников мехового рынка легализовались в системе маркировки. Ранее они вообще не были зарегистрированы как налогоплательщики и не сдавали никакой налоговой отчетности.
Следующим этапом должно стать обеление рынка импортных товаров. Это предполагает создание системы документальной прослеживаемости импортных товаров на территориях государств — членов ЕАЭС. Сроки внедрения данной системы определены распоряжением Евразийского межправительственного совета.
Реализация пилотного проекта, к которому мы активно готовимся, начнется 1 февраля 2018 года.
Контрольно-кассовая техника
Новая технология применения контрольно-кассовой техники — передача информации с ККТ в налоговые органы в режиме онлайн — должна замкнуть цепь контроля за движением товара на розничной торговле, где сконцентрирован основной наличный оборот и вы¬соки риски налоговых правонарушений. Именно на этот сегмент приходится большая часть недопоступлений налогов в местные бюджеты. После успешной реализации проекта в четырех пилотных регионах (Москве, Республике Татарстан, Калужской и Московской областях) соответствующее законодательство было принято. Мы активно готовимся к тому, что к февралю 2017 года к системе добро¬вольно присоединятся те виды деятельности, для которых предусмотрена возможность работы с контрольно-кассовой техникой.
Администрирование страховых взносов
С 1 января 2017 года Федеральная налоговая служба приступает к администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Все соответствующие законодательные нормы приняты, и мы активно к этому готовимся.
Отмечу, что новый порядок администрирования страховых взносов станет более комфортным для налогоплательщиков. Во-первых, будет реализован принцип одного окна: существующие в настоящее время четыре основные формы отчетности по страховым взносам будут объединены в одну. В состав расчета будут включаться персональные данные физических лиц, которые с использованием соответствующих технологий затем будут передаваться в Пенсионный фонд и соответствующие фонды. Во-вторых, вместо трех проверяю-щих органов будет один, кроме того, будет единый порядок и единые методологические правила при администрировании. Таким образом, с точки зрения администрирования страховых взносов фонды не будут вовлечены в процесс взаимодействия с налогоплательщиком и его контроля, при этом сами налогоплательщики не почувствуют смену администратора. Ни сроки уплаты, ни тарифы соответствующих страховых взносов, включая льготные категории, не изменяются.
К настоящему времени все необходимые организационные мероприятия про¬ведены. Мы рассчитываем на эффективность этой меры, поскольку по своей сути администрирование страховых взносов очень похоже на администрирование на¬лога на доходы физических лиц. Все инструменты, которыми владеет налоговая служба, будут применены для того, чтобы каждая причитающаяся государству копейка была получена.
Дополнительные функции
Информационные технологии позволяют нам справляться с реализацией большого количества дополнительных функций. В частности, буквально за шесть месяцев был создан реестр субъектов малого бизнеса, который позволяет автоматически присваивать соответствующий статус организациям и индивидуальным предпринимателям. Запущен ресурс, со¬держащий информацию не только о категории субъекта МСП, но и о его видах деятельности, производимой продукции, полученных лицензиях, участии в закупках. Он позволяет получить выписку самостоятельно, без хождения по каким-либо инстанциям.
В текущем году мы также активно занимаемся созданием единого федерального электронного реестра записей актов гражданского состояния. Сегодня полномочия загсов — всего по стране их порядка шести тысяч — делегированы с федерального уровня на региональный, а затем во многих случаях и на муниципальный уровень. В результате единая информационная система загсов фактически не сложилась. На федеральном уровне отсутствует единая актуальная учетная база по всем физическим лицам. Мы намерены добиться соответствия между актом гражданского состояния и федеральной записью, которая будет доступна всем остальным органам власти. В ближайшее время предстоит инвентаризовать эту систему. Единый государственный реестр ЗАГС станет ос¬новой для создания регистра населения Российской Федерации, который позволит перейти на адресное предоставление льгот, точный расчет потребностей в социальной сфере. Таким образом, по¬высится эффективность бюджетных расходов.
Налоговая служба придает большое значение вопросам администрирования региональных и местных налогов. За девять месяцев темп роста налоговых поступлений налогов в региональные бюджеты составил 106%. Высокие темпы роста показывает налог на доходы физических лиц, формирующий порядка 40% поступлений в региональные бюджеты и 65% — в местные бюджеты, — 107,7%.
Что касается имущественных налогов, то в силу того, что сроки их уплаты сдвинуты на 1 декабря, результаты собираемости указанных налогов можно будет оценить по концу года. В то же время по 2015 году темп роста поступлений имущественных налогов составлял 112%.
В текущем году значительную долю в этих поступлениях будет иметь налог на имущество организаций — порядка 68%, а общий рост поступлений налогов ожидается на уровне 9%.
Законодателем начиная с 2013 года введена льгота, связанная с освобождением от налогообложения вновь вводимого движимого имущества, что продолжает оказывать негативное влияние на темпы поступлений налога на имущество организаций. Что касается налога на имущество физических лиц, то в текущем году мы оцениваем рост поступлений по нему на уровне порядка 9%. Напомню также, что в 28 субъектах РФ налог на имущество физических лиц за 2015 год впервые исчисляется исходя их кадастровой оценки вместо инвентаризационной. Данные оценки достаточно серьезно различаются, в связи с чем в этих регионах ставка по налогу соответствующим образом снижена и сохранены все льготы, которые существовали до этого.
По итогам 2016 года мы планируем собрать порядка 140 миллиардов рублей транспортного налога. Прирост к уровню 2015 года будет минимальным, что обусловлено неизменностью количества объектов налогообложения (самих автомобилей), а также тем, что субъекты РФ сохранили размеры налоговых ставок и льгот на уровне 2015 года.
Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе организации налогового администрирования в Республике Крым. ФНС России одной из первых организовала работу своих территориальных подразделений в этом регионе. При этом в течение переходного периода (то есть фактически всего 2014 года) в Крыму администрирование параллельно велось по старым и новым российским правилам. В апреле 20U года на всей территории Крыма были созданы регистрационные центры, которые оказывали услуги по перерегистрации компаний, индивидуальных предпринимателей по российскому законодательству. Если в 201Л—2015 годах мы говорили о настройке налогового администрирования в Крыму, то в 2016 году оно уже осуществляется в полной мере по всем процедурам, включая контрольные мероприятия, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности с Налоговым кодексом.
Сегодня в Крыму зарегистрированы и поставлены на налоговый учет уже более 40 тысяч юридических лиц и около 80 тысяч индивидуальных предпринимателей. За девять месяцев 2016 года в консолидированный бюджет Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю посту¬пило более 43 миллиардов рублей, что на 36% больше, чем за аналогичный период 2015 года.
Новые технологии
В заключение несколько слов об информационных технологиях, которые налоговая служба активно применяет в своей деятельности. Мы внедрили два первых функциональных блока автоматизированной информационной системы «Налог-3» — централизованной системы, которая концентрирует всю информацию о налогоплательщиках.
В начале 2015 года внедрен первый функциональный блок по государственной регистрации и учету налогоплательщиков, и сегодня регистрация по всей стране осуществляется в централизованной базе в онлайн-режиме.
В конце 2015 года внедрен второй функциональный блок по администрированию имущественных налогов физических лиц, и теперь администрирование имущественных налогов физических лиц ведется в новой системе на федеральном уровне. Создана централизованная федеральная база данных имущественных налогов, объектов собственности и фактов владения недвижимостью. Сегодня уже сформировано единое уведомление на оплату транспортного, имущественного и земельного налогов физическими лицами и началась их рассылка.
Налогоплательщик имеет возможность воспользоваться любым из 48 электронных сервисов, размещенных на сайте службы чтобы оперативно и качественно решать вопросы, связанные с запросами в налоговую систему. Кроме того, мы формализовали практически все вопросы, по которым люди приходят в инспекцию. Среднее время ожидания в инспекции по стране сегодня составляет всего 13,5 минуты, по Москве — 8,5 минуты.
Убежден, что информационные технологии, применяемые службой, а также усилия по созданию единого целостного механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей помогут нам справиться с задачами эффективного администрирования и поступления необходимых запланированных доходов во все уровни бюджетной системы.