Даниил Егоров рассказал, почему налоговое администрирование в России станет еще более высокотехнологичным
Глава налогового ведомства страны Даниил Егоров рассказал о том, что Федеральная налоговая служба намерена продолжать активное внедрение технологий в свою работу. Причем, речь идет о стратегии, позволяющей вывести взаимодействие с налогоплательщиками на новый уровень.
В ФНС состоялось очередное заседание Общественного совета, который работает с 2009 года. В заседании принял участие руководитель Федеральной налоговой службы России Даниил Вячеславович Егоров.
Егоров заострил внимание на том, что речь идет о более широком внедрении технологических решений, чем электронные сервисы на сайте Ведомства. Впрочем, они тоже не будут «забыты» и продолжат развиваться, чтобы в полной мере соответствовать запросам налогоплательщиков всех категорий.
Но взаимодействие с бизнесом решено вывести на другой, более современный и комфортный уровень. Это значит, что налоговая стремится выстроить свою работу так, чтобы максимально сократить административное давление на предпринимателей, связанное, в данном контексте, с расчетами и отчетностью перед налоговиками.
«Наша концепция заключается в сокращении непроизводственных издержек компаний, которыми является администрирование налогов. Мы пытаемся их забрать на свой борт, чтобы люди занимались своим делом, а мы на основании первичных данных занимались своим и давали такие модели налогообложения, которые позволят бизнесу только подтверждать наши расчеты», — отметил Даниил Егоров.
Налоговый режим для самозанятых с его мобильным приложением «Мой налог» Егоров охарактеризовал, как яркий пример такого уровня взаимодействия между ФНС и налогоплательщиками.
Собственно, после того, как человек, желающий зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход, скачает мобильное приложение на свой планшет или смартфон, ему нужно потратить буквально несколько минут на саму регистрацию. Далее именно налоговые органы ведут учет и расчет налогов, и взаимодействие осуществляется полностью дистанционно. Отчетность по НПД отсутствует полностью.
По словам главы Егорова, ФНС будет стремиться внедрять аналогичный принцип взаимодействия с налогоплательщиками в другие системы налогообложения.
Даниил Егоров рассказал о том, какие шаги в этом направлении делает Федеральная налоговая служба. С 2021 года. в соответствии с Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ отменяется отчетность по земельному и транспортному налогам для организаций. Так что декларации по транспортному и земельному налогу организации сдают в последний раз (не позднее 3 февраля 2020 года). Нововведение не только снизит нагрузку на бизнес, но и позволит сэкономить ресурсы налоговых органов, так как исчезнет необходимость в ежегодной камеральной проверке почти 1 млн деклараций. При этом для сверки налоговый орган будет направлять плательщикам сообщение об исчисленной сумме налогов.
Заместитель главы ФНС России Светлана Бондарчук пояснила: «За налогоплательщиком остается обязанность исчислить налог и уплатить так же, как и сейчас. Бюджеты региональные и местные будут получать доходы с той же периодичностью. По истечении налогового периода отчетность подавать не нужно. Налоговый орган проводит контрольный расчет и направляет его налогоплательщику, то есть фактически мы сверяемся с ним. Если сумма не отличается от той суммы, что налогоплательщик заплатил – значит, все обязательства исполнены. Если данные расходятся, у налогоплательщика будет 10 дней, чтобы представить дополнительные документы».
Рассказывая собравшимся о том, какие еще меры применяет Служба для того, чтобы вести бизнес можно было минимально «отвлекаясь» на общение с инспекцией, налоговики напомнили, что с 2020 года для организаций отменена обязанность ежеквартально отчитываться перед ФНС, предоставляя авансовые расчеты налогу на имущество, а также о введении дополнительной возможности централизованного представления налоговых деклараций в выбранный плательщиком налоговый орган.
Представители налоговой Службы рассказали о Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО) – еще одном проекте, который позволит сократить необходимую отчетность, снизив, таким образом, административную нагрузку на бизнес. Данный проект запущен с 1 января 2020 года. Этот информационный ресурс ведет ФНС России. В него попадет бухгалтерская отчетность почти всех организаций, за исключением организаций: Госсектора; Отчитывающихся в ЦБ РФ и самого Центробанка; Религиозных; Бухотчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне; В некоторых случаях, установленных Правительством РФ.
Еще один плюс для организаций от данного нововведения — до сих пор компании сдавали бухгалтерскую отчетность как в налоговые инспекции, так и в органы статистики, то теперь отчетность передается только в налоговую. А уже Федеральная налоговая служба России сама передаст сведения в Росстат. Кроме того, налоговики подчеркнули тот факт, что размещенную в ГИР БО отчетность другие государственные органы повторно истребовать не вправе.
Заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Вольвач рассказал: «За месяц нами уже принято более 120 тысяч экземпляров отчетности, в мае ресурс ( ГИР БО) станет публичным». Вольвач также отметил, что отчетность сдается в электронном виде. «Сроки те же – не позднее трех месяцев по окончании налогового периода. Замечу, что 90% налогоплательщиков сдают отчетность через ТКС, поэтому для них ничего не изменится. Для малого и среднего бизнеса 2020 год предусмотрен как переходный период, когда они еще могут сдавать отчетность на бумаге», — сказал он.
Напомним, что Общественный совет при ФНС России является постоянно действующим консультативно-совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах. Основными задачами Общественного совета при ФНС России являются: подготовка предложений по развитию нормативной базы, обеспечивающей реализацию конституционных прав и обязанностей граждан по уплате налогов и функционирование системы контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сбора.