Бюджет стабильности и экономического роста

Новая трехлетка и приоритетные проекты

В Минфине России полагают, что процесс подстройки российской экономики к изменившимся внешним условиям в целом завершился. Таким образом, главной целью государственной экономической политики становится обеспечение сбалансированного развития страны и расширение потенциала отечественной экономики. В ближайшие три года бюджетная, налоговая и таможенно-тарифная политика будет нацелена на решение именно этих задач.

Ключевым инструментом в данном процессе станет возвращение к трех¬летнему бюджетному планированию. По словам министра финансов России А. Г. Силуанова, трехлетний бюджет дает понимание того, как правительство намерено действовать в ближайшей и среднесрочной перспективе, обеспечивает большую прогнозируемость макроэкономических параметров и условий ведения бизнеса.

Кроме того, Минфин России планирует вернуть полноценные бюджетные правила. Программа консолидации с целевой траекторией дефицита федерального бюджета на уровне 3%, 2% и 1% ВВП в 2017, 2018 и 2019 годах соответственно — следующее предложение финансового ведомства. Также Силуанов сообщил о том, что траты резервного фонда будут сокращаться, с тем чтобы обеспечить его наличие в 2019 и последующих годах.

Одной из ключевых мер программы бюджетной консолидации на ближайшую трехлетку является заморозка расходов в номинальном выражении на уровне в 15,8 триллиона рублей. Развитие будет финансироваться с помощью «моделирования приоритетов»: президиум совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам отобрал 11 ключевых направлений (в сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании и ряде других сфер), в рамках которых будет вестись данная работа. По словам министра, приоритетные направления будут полностью обеспечены финансовыми ресурсами. «Мы считаем правильным поддерживать те отрасли, которые сегодня показывают хорошие результаты», — подчеркнул Силуанов.

Часть мероприятий данных проектов уже погружена в бюджет, а в дальнейшем по мере усиления приоритизации расходов дополнительные мероприятия будут замещать неэффективные.

По словам министра, такой под¬ход обеспечивает выполнение социальных обязательств государства в полном объеме: бюджетные проектировки учитывают как индексацию пенсий неработающим пенсионерам | февраля 2017 года на фактический уровень инфляции — 5,8%), так и единовременную выплату к пенсии в размере 5 тысяч рублей, которая будет осуществлена в январе следующего года.

Приоритетом для Правительства РФ остается и выполнение майских указов президента: для этого в федеральном бюджете предусмотрены дополнительные ресурсы.
Кроме того, федеральным ведомствам поручено обеспечить этот приоритет и внутри их бюджетов. Субъектам РФ также будет оказана финансовая помощь для выполнения президентских указов, на эти цели в бюджете на 2017-2019 годы предусмотрено 50 миллиардов рублей.

Политика регионов

Финансовое ведомство будет требовать от регионов и муниципалитетов проведения взвешенной долго вой политики и реализации программ оздоровления финансов. В особенности это касается территорий, у которых уровень долга приближается к предельному уровню, определенному законодательством. Кроме того, финансовое ведомство предлагает обязать органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления разрабатывать основные направления долговой политики на период не менее трех лет и представлять в Минфин России проект этого документа.

Силуанов перечислил несколько перспективных направлений мобилизации доходов регионов. Во-первых, это отмена льгот, установленных федеральным законодательством по региональным и местным налогам, в том числе за счет введения механизма «двух ключей». Суть в том, что федеральные льготы по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты, вводятся в действие только после принятия соответствующих решений субъекта РФ. Во-вторых, это создание стимулов для обеления отдельных рынков и повышения, таким образом, базы налогообложения. В-третьих, совершенствование механизма функционирования КГН.

В частности, предлагается ограничить учет объемов убытков предприятий в размере не более 30% прибыли прибыльных организаций группы.

Высокие отношения — межбюджетные

Повышение эффективности системы межбюджетных отношений в 2017-2019 годах планируется обеспечить за счет перераспределения в пользу федерального бюджета 1% налога на прибыль с последующим предоставлением эквивалентной суммы бюджетам субъектов РФ через механизм дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Однако для получения этих дотаций регио¬нам придется выполнить ряд условий. В частности, установить мораторий на введение льгот и преференций, оптимизировать расходы на содержание бюджетной сети, мобилизовать дополнительные доходы, снизить уровень дотационности региона и сократить объем государственного долга. При распределении дотаций предполагается учитывать и результаты инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного само¬управления по итогам 2015 года.

Кроме того, будет предусмотрено увеличение мер стимулирующего характера. За счет дополнительных поступлений федерального бюджета по налогу на прибыль организаций Минфин России планирует сформировать фонд, из которого субъектам РФ будут предоставляться гранты за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала. По словам министра финансов, бюджет фонда составит 20 миллиардов рублей.

Регионам, которые проводят политику снижения дефицита и уровня госдолга, осуществляют мероприятия по мобилизации доходного потенциала, предоставят возможность получать дешевые бюджетные кредиты. При этом в финансовом ведомстве считают, что срок предоставления кредитов необходимо увеличить с трех до пяти лет. Силуанов обратился к депутатам с предложением рассмотреть такой вариант.

Министр также пообещал, что в 2017 году количество субсидий наконец-то сократится. Консолидация субсидий будет осуществляться по принципу «одна госпрограмма/подпрограмма — одна субсидия». Завершая свое выступление, Силуанов отметил, что федеральный бюджет на 2017-2019 годы будет бюджетом стабильности и экономического роста.

Счетная палата критикует

По мнению председателя Счетной палаты Т. А. Голиковой, основные направления бюджетной политики РФ на 2017-2019 годы нуждаются в содержательной доработке.
Как считает глава контрольного органа, в документе первоочередное значение придается проблемам сбалансированности федерального бюджета, а структурным проблемам экономики России — второстепенное.

Также Голикова указала на то, что в основных направлениях бюджетной политики отсутствует комплекс мер по повышению эффективности государственных расходов. «С учетом ограниченности финансовых ресурсов происходит фактический отказ от принципа расходования бюджетных средств в увязке с конкретным результатом. Продекларированный в 2014 году программный принцип формирования бюджета оказывается девальвированным», — считает председатель Счетной палаты РФ.

Иное мнение у Счетной палаты и по поводу предоставления регионам дополнительных прав по установлению и отмене налоговых льгот. По мнению Голиковой, в данном во¬просе следует учитывать, что некоторые из налоговых льгот носят социальный характер. «Отсутствие единообразного подхода к установлению таких льгот в отношении социально незащищенных слоев населения при¬ведет к неравенству в различных регионах страны»,— отметила Голикова.